…остоит в том, что возбуждение какого-либо одного рефлекса вызывает торможение других.

Чаще всего причиной возникновения внешнего торможения является ориентировочный рефлекс. Прояв-ляя ориентировочный рефлекс, собака перестает реагировать на команды дрессировщика (вожатого) и не вы-полняет требуемые от нее действия. Вместо этого она прислушивается к какому-либо постороннему звуку, уси-ленно принюхивается к незнакомому запаху или смотрит в сторону нового предмета. Внешнее торможение, вызванное ориентировочной реакцией, легко возникает у молодых собак, выращенных в однообразной обста-новке. Поэтому в большинстве случаев оно является временным и прекращается (угасает) в тот момент, когда собака привыкнет к новому раздражителю. Поэтому все раздражители, вызывающие временные отвлечения собаки от дрессировки, называются гаснущим тормозом.

Однако в других случаях внешнее торможение может быть более стойким, например когда оно возникает в результате проявления пассивно-оборонительной реакции. Это обычно встречается у молодых собак, у которых не был своевременно «изжит» рефлекс первичной естественной осторожности («щенячья трусость»). Поэтому способом борьбы с внешним торможением является последовательное ознакомление щенка с различными раздражителями окружающей среды.

Прежде чем приступить к занятиям на дрессировочных площадках, нужно приучить животных к внеш-ним условиям и добиться, чтобы они не реагировали на других собак.

У собак, достигших половой зрелости, часто причиной проявления внешнего торможения является поло-вой рефлекс. Особенно это относится к кобелям, чувствующим близость пустующей суки. Поэтому пустующих сук нужно изолировать.

При проведении групповых занятий внешнее торможение у кобелей может возникнуть и в результате проявления оборонительной реакции друг на друга, выражающейся в попытках к грызне. В этом случае следует умело использовать запрещающую команду «Фу» и механический раздражитель (своевременный рывок, удар хлыстом).

Внешнее торможение у собак при дрессировке может возникать также при неблагоприятных воздействи-ях окружающей среды. Так, в весеннее и осеннее время из-за изменения влажности почвы у многих собак тор-мозится рефлекс посадки и укладки. В этом случае собака не выполняет команды «Сидеть» и «Лежать». Чтобы устранить это препятствие, рекомендуется проводить первоначальные занятия на более высоких и сухих мес-тах.

Внешнее торможение и отвлечение может возникать и под действием внутренних раздражителей. На-пример, у собаки, у которой переполнен мочевой пузырь, может проявиться торможение всех двигательных рефлексов, не имеющих отношения к нервному центру мочеиспускания. В этом случае она не выполнит тре-буемых от нее действий. Вот почему перед началом практических занятий нужно обязательно выгуливать со-бак.

Из всего сказанного следует, что внешнее торможение возникает в тех случаях, когда на собаку будет действовать раздражитель, оказывающий большее влияние, чем сам дрессировщик и его команды и жесты. По-этому дрессировщик должен всегда стремиться оказать на собаку большее воздействие, чем «посторонние» отвлекающие раздражители. Это достигается выработкой стойких условных рефлексов на различные команды и жесты, которые обеспечивают нужное поведение собаки в сложной обстановке.

С этой целью первоначальную дрессировку следует проводить при отсутствии отвлекающих раздражи-телей. После достаточного закрепления всех команд нужно постепенно усложнять условия занятий, а в даль-нейшем проводить дрессировку при наличии «посторонних» раздражителей.

Большое значение для борьбы с внешним торможением в процессе дрессировки имеет хорошо закреп-ленный условный рефлекс на запрещение (команда «Фу»). В случае отвлечения собаки дрессировщик может с успехом использовать команду «Фу», как условный раздражитель на прекращение нежелательного действия. Только при внешнем торможении, причиной которого является пассивно-оборонительная реакция, нельзя при-менять эту команду. В этом случае нужно постепенно приучить собаку к раздражителю, вызывающему пассив-но-оборонительную реакцию, используя для этого пищевой рефлекс и игру, если речь идет о щенке или моло-дой собаке.

Внешнее торможение при определенных условиях может перейти в запредельное торможение. Напри-мер, у некоторых собак после выстрела возникает длительное торможение, которое проявляется в отказе от лакомства, а также в торможении всех выработанных условных рефлексов на команды и жесты.

Основной причиной возникновения запредельного торможения при дрессировке является слишком силь-ное напряжение нервной системы, возникающее под действием слишком сильного, чаще всего звукового раз-дражителя (например, выстрела). К этому может привести и злоупотребление в процессе дрессировки «механи-ческими раздражителями» или выполнение собакой непосильных действий (например, преодоление чрезмерно высокого барьера без предварительной подготовки).

Очень часто запредельное торможение возникает при перегрузке собаки в процессе прохождения приема выборки вещей, а также в результате длительного повторения одного и того же приема дрессировки. Чтобы избежать этого, следует разнообразить приемы, отрабатываемые на каждом занятии.

Говоря о причинах возникновения запредельного торможения, И. П. Павлов указывал: «Слишком силь-ный раздражитель, а также перенапряжение нервной деятельности поднимают возбудимость нервных клеток выше порога их работоспособности. В результате этого в нервной системе в виде защиты от чрезмерного на-пряжения развивается запредельное торможение, которое по существу является охранительным торможением. Это торможение охраняет нервную систему от опасных для нее перенапряжений».

Чтобы предотвратить возникновение запредельного торможения, нужно избегать всяких перенапряже-ний нервной деятельности животных. Собак следует постепенно приучать к звуковым раздражителям, избегать частого использования сильных «механических раздражителей», не ставить перед животными непосильных задач и разнообразить отрабатываемые навыки. Если у собаки возникнет запредельное торможение, нужно на несколько дней прервать занятия.

Внешнее и запредельное торможение называют пассивным, или безусловным, так как подобное со-стояние может возникнуть в любых условиях. Оно зависит только от состояния нервной деятельности собаки и силы действующих раздражителей.

В отличие от пассивного безусловного торможения, активное, или условное, торможение вырабатыва-ется у собаки в процессе дрессировки. Возникновение этого вида торможения прежде всего зависит от действий дрессировщика. Умелое и правильное использование этого торможения обеспечивает не только лучшую послушаемость собаки, но и более четкое проявление условных рефлексов.

Различают следующие виды активного торможения: угасательное, дифференцированное и запазды-вающее.

Угасательное торможение должно учитываться дрессировщиком с самого начала занятий. Известно, что для образования условного рефлекса требуется подкрепление условного раздражителя безусловным. Если такое подкрепление будет отсутствовать или применяться нерегулярно, условный рефлекс на команду или жест может ослабеть и исчезнуть. Это явление называется угасанием условного рефлекса, а само торможение – угасательным.

Молодые, начинающие дрессировщики часто забывают о том, что, добившись установления первона-чальной условной связи на команду, но еще прочно не закрепив условного рефлекса, нельзя много раз повто-рять команду (если собака сразу ее не выполняет), не применяя при этом безусловный раздражитель. Это при-водит к ослабеванию условного рефлекса. Достаточно хотя бы несколько раз оставить условный раздражитель без подкрепления безусловным раздражителем, чтобы при следующем действии он проявлялся слабее. Вот почему для упрочения условных рефлексов необходимо всегда «поощрять» собаку за правильно выполненные действия, а при ослабевании условного рефлекса вновь использовать воздействие безусловного раздражителя, на основе которого был выработан данный условный рефлекс. Если, например, собака, хорошо выполнявшая движение у ноги дрессировщика по команде «Рядом», начинает плохо выполнять это действие, нужно опять после команды «Рядом» (условный раздражитель) использовать рывок поводком (безусловный раздражитель).

Угасание условных рефлексов может наступить и в тех случаях, когда практические занятия с собакой проводятся нерегулярно, а также при отсутствии тренировок с выдрессированными собаками. Угасательное торможение обычно развивается постепенно.

Для дрессировки собак исключительно большое значение имеет так называемое дифференцированное, или различительное, торможение. Оно обеспечивает четкое различение собакой одного условного раздражи-теля от другого и быстрое выполнение действий по определенным командам, жестам и другим сигналам. Так же как угасательное торможение, дифференцированное торможение возникает не сразу под влиянием действий дрессировщика.

При первоначальной выработке условного рефлекса на какую-либо команду (условный раздражитель) в нервном центре (например, в слуховом) преобладает процесс возбуждения, который легко распространяется по коре головного мозга и вызывает повышенную возбудимость собаки. В результате этого в центральной нервной системе возникает так называемый процесс генерализации – обобщения различных сходных раздражителей, и собака смешивает их. Поэтому при первоначальной дрессировке многие собаки совершают ошибочные действия, путают команды и жесты: по команде «Стоять» садятся, по жесту укладки подходят к дрессировщику и т.д.

Чтобы прекратить это, необходимо использовать явление дифференцированного торможения. Все дейст-вия собаки, которые соответствуют поданной команде, нужно подкреплять дачей лакомства и восклицанием «Хорошо», а ошибочные действия – оставлять без подкрепления, каждый раз исправляя действия собаки. В результате на все раздражители, не имеющие прямого отношения к данному навыку, будет развиваться тормо-жение, а условный рефлекс на соответствующую команду будет становиться все более прочным. Собака «нау-чится» четко различать значение определенных команд и жестов.

Быстрота выработки различения собакой команд зависит и от правильного подкрепления условного раз-дражителя таким безусловным раздражителем, который вызывает у собаки проявление определенного безус-ловного рефлекса. Например, команда «Рядом» подкрепляется рывком поводка, возвращающим собаку к ноге дрессировщика, команда «Фасс» – возбуждением активно-оборонительного рефлекса и т.д. Вследствие этого каждая команда, связываясь с определенным безусловным рефлексом, приобретает для собаки значение сигна-ла на выполнение определенного действия и она станет четко различать (дифференцировать) значение каждой команды.

Дрессировка собак по розыскной службе, приучение их к выборке вещей по запаху, к выборке человека по вещи или следу основаны на использовании дифференцированного торможения.

Остановимся на приучении собаки к выборке вещей по запаху. Воспитание этого навыка должно развить у собаки активное принюхивание и дифференцировку запахов. Прежде всего собаку приучают к выборке вещей по хорошо известному ей запаху. Положив свою вещь среди других аналогичных вещей, имеющих другой запах, дрессировщик произносит команду «Нюхай» и добивается того, чтобы собака взяла его вещь. Вначале многие собаки легко путают запах, присущий дрессировщику, с запахом других людей и по команде берут чужие вещи. Чтобы предупредить ошибочное действие собаки, дрессировщик использует запрещающую команду «Фу» (условный тормоз). Если, несмотря на запрещающую команду, собака все же совершает ошибочные действия, следует лишить ее поощрения – лакомства. Использование дифференцированного торможения при отработке этого навыка с применением запрещающей команды «Фу» значительно облегчает работу дрессировщика при изучении этого приема.

Успешно используется при дрессировке собак и запаздывающее торможение, являющееся одним из ви-дов активного условного торможения. Этот вид торможения возникает в тех случаях, когда воздействие услов-ного раздражителя на собаку не сопровождается одновременным действием безусловного раздражителя; его используют через некоторое время (от нескольких секунд до нескольких минут). В результате такого подкреп-ления проявление условного рефлекса задерживается и приурочивается к началу действия безусловного раз-дражителя.

На запаздывающем торможении основывается выработка у собаки выдержек в различных приемах об-щего курса дрессировки. Проанализируем это явление. Выдержка собаки представляет собой тормозной услов-ный рефлекс, который вырабатывается следующим образом. Вначале дрессировщик устанавливает положи-тельный рефлекс на какую-либо команду, например на команду «Стоять». Как только этот условный рефлекс будет выработан, дрессировщик переходит к отработке выдержки. Для этого, произнося команду «Стоять», он дает собаке лакомство не сразу, а через несколько секунд. Это заставляет ее как бы ожидать получения лаком-ства в положении стоя. Благодаря этому в нервной системе собаки развивается запаздывающее торможение, которое оттягивает проявление пищевого рефлекса на несколько секунд после подачи команды. В положении «Стоять» собака как бы ожидает получения лакомства.

Со временем дача лакомства или другое поощрение (оглаживание, восклицание «Хорошо») все более от-тягиваются после подачи команды; постепенно этот разрыв доводится до нескольких минут. Если собака до получения поощрения самопроизвольно изменит приданное ей положение, дрессировщик вновь использует команду «Стоять». При необходимости он применяет и непосредственное воздействие на собаку. В результате этого запаздывающее торможение все более укрепляется и собака приучается проявлять длительную выдержку в различных положениях.

Использование в процессе дрессировки явления торможения обеспечивает стойкость и четкость выра-ботки необходимых навыков.

 

 

4. Приемы дрессировки

 

В каждом конкретном случае дрессировка по тому или иному методу осуществляется при помощи приемов.

Прием – это система воздействия на собаку в целях выработки определенного навыка. Каждый прием дрессировки подразделяется на следующие стадии.

Первая стадия – воспитание первоначального действия (основного условного рефлекса) на определен-ный условный раздражитель (звуковую команду, жест и т.п.).

В навыке подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне» первоначальное действие заключается в подходе собаки к дрессировщику без посадки у левой ноги.

При отработке навыков «стоять», «сидеть» и «лежать» в первом периоде от собаки требуют выполнения команды без выдержки.

На этой стадии дрессировщик должен решить две задачи: натолкнуть (побудить) собаку выполнить нужное действие и выработать первоначальную условную связь на команду.

Первая стадия характеризуется двумя существенными особенностями. Во-первых, у собаки можно наблюдать явления обобщения условных раздражителей. Оно состоит в том, что собака «еще не умеет» четко различать команды и может проявлять ошибочные действия, например, ложиться по команде «Сидеть» и т.д.

Дрессировщик должен затормаживать ошибочные действия собаки и закреплять дачей лакомства только правильно выполненные.

Во-вторых, на этой стадии стойкая связь на команду еще не установлена и дрессировщик еще не может преодолевать влияние отвлекающих раздражителей. Поэтому при воспитании первоначальных действий заня-тия следует проводить в обстановке, отличающейся наименьшим количеством отвлекающих раздражителей.

Вторая стадия – усложнение первоначально выработанного действия условного рефлекса до навыка. При этом к первоначальному действию, воспитанному у собаки, добавляются действия, усложняющие перво-начальный условный рефлекс. Например, в процессе подхода собаки к дрессировщику по команде «Ко мне» таким усложнением является закрепление определенного положения собаки у левой ноги дрессировщика и ус-тановление условного рефлекса на жест, выдержки в различных положениях и т.д.

Во второй стадии дрессировки также не следует усложнять условий окружающей среды. Это обеспечи-вает быструю и легкую выработку желаемых навыков. Следует добиваться, чтобы собака четко различала (дифференцировала) применяемые команды, и своевременно затормаживать все ошибочные действия собаки. Этого достигают благодаря тому, что подобные действия не подкрепляют лакомством, а правильно выполнен-ные действия обязательно подкрепляют поощрением.

Третья стадия – закрепление отрабатываемого сложного действия (навыка) в различных условиях ок-ружающей среды. Как только собака приучится четко и безотказно выполнять все действия, обстановку занятий необходимо усложнять: как можно чаще менять место проведения занятия, стараясь, чтобы новая обстановка обязательно была связана с наличием различных посторонних раздражителей (разнообразные звуки, присутствие людей, других животных и т.д.). Первое время в таких условиях у собаки будет усиленно проявляться ориентировочный рефлекс, но постепенно этот рефлекс начнет угасать, и собака будет привыкать к новым раздражителям. Чтобы управлять поведением собаки в усложненных условиях, дрессировщик должен постепенно вводить более сильные меры воздействия (увеличивать силу применяемых механических раздражителей). При этом необходимо использовать угрожающую интонацию в командах, как условный сигнал на последующее болевое воздействие.

В случае отвлечения собаки и ее отказа от выполнения определенного действия следует добиваться вы-полнения поданной команды, учитывая соответствующий метод воздействия на собаку в данных условиях.

Приемы состоят из различных, но всегда строго определенных воздействий.

Приемы дрессировки собак на выполнение сложных действий связной, караульной, розыскной и других служб строятся на том, что животные постепенно усваивают сложные действия. В этом смысле весь процесс работы с собакой заключается в осуществлении целого ряда приемов. Причем каждый последующий прием может быть использован только в том случае, когда применением предыдущих приемов у животного были вы-работаны навыки, на основе которых может быть получен новый результат (более сложный навык).

При дрессировке караульных собак, прежде чем начинать работу на блок-посту, необходимо развить у собаки злобность и недоверие к людям, приучить ее к работе на короткой глухой привязи и т.п.

 

 

5. Типы высшей нервной деятельности собак

 

Различные собаки не одинаково поддаются дрессировке. Одни животные легко, быстро и прочно усваи-вают отрабатываемые навыки (условные рефлексы), другие поддаются дрессировке медленно, но выработан-ные навыки закрепляются у них прочно. Встречаются и такие собаки, которые плохо поддаются дрессировке и проявляют слабые служебные качества. При недостаточной теоретической подготовке дрессировщик может совершить большую ошибку, пытаясь объяснить это различие неодинаковой психической одаренностью собак, считая, что существуют собаки умные и глупые, ленивые и старательный, радивые и упрямые.

Такое объяснение неверно. Оно ведет лишь к так называемому «очеловечиванию» собак. Правильное, научное объяснение различной податливости собак дрессировке впервые было дано академиком Павловым (учение о типах высшей нервной деятельности и «характере» собак).

Своими многочисленными исследованиями Павлов доказал, что различие в поведении собак, прежде всего, обусловливается определенным комплексом основных свойств нервной системы. Эти свойства за-висят от раздражительного и тормозного нервных процессов, постоянно составляющих целостную нервную деятельность, от их силы, равновесия и подвижности. Чем же определяются и характеризуются эти свойства, на основе которых Павлов подразделяет собак по типам высшей нервной деятельности?

Под силой нервных процессов следует понимать напряженность деятельности, которую может выносить нервная система собаки в процессе возбуждения или торможения. Показателем силы процесса возбуждения является стойкость этого процесса в случае действия на нервную систему раздражителей большей силы, а так-же в случаях перенапряжения нервной системы в процессе дрессировки и практического использования собак. Если у собаки в результате воздействия сильных раздражителей (например, в процессе приучения к выстрелу) легко возникает явление запредельного торможения, то это говорит о слабости процесса возбуждения. Если собаку, имеющую слабый процесс возбуждения, заставить многократно повторять одно и то же действие, кото-рое требует большого напряжения нервной деятельности (например, хождение на буме, повторение упражне-ния, настойчивое раздразнивание), у нее легко разовьется запредельное торможение. В результате этого у собаки будет наблюдаться угнетенное состояние: она станет вялой, начнет отказываться от выполнения данного навыка. Чтобы определить силу процессов возбуждения, можно также использовать способ повышения пищевой возбудимости. Для этого собаке в течение одних-двух суток не дают пищу. Ослабление всех условных рефлексов, которые подкреплялись пищевым раздражителем, будет свидетельствовать в этом случае о явной слабости процесса возбуждения. Если же этот процесс достаточно силен условные рефлексы, требующие пищевого подкрепления, будут выражены более резко.

Сила тормозного процесса определяется путем напряжения этого процесса. Это напряжение наиболее ярко проявляется в действиях собаки, ограничивающих ее возбудимость (выдержка в различных положениях). У собаки со слабым тормозным процессом выдержка вырабатывается трудно и срывается, если ее удлинять без предварительной тренировки сверх того времени, на которое она установлена (например, с двух до трех-четырех минут).

У собак со слабым тормозным процессом трудно прорабатываются такие общие приемы дрессировки, как движение рядом с дрессировщиком и прекращение нежелательных действий. Это происходит потому, что воспитание данных навыков требует сильного и активного процесса торможения. Показателем хорошей силы тормозного процесса у собаки является скорость и прочность образования дифференцировок (способности раз-личать отдельные условные раздражители). У собак со слабым тормозным процессом легко и быстро выраба-тываются положительные условные рефлексы, но с трудом – тормозные.

Под термином «подвижность процессов возбуждения и торможения» следует понимать быстроту и лег-кость смены процесса возбуждения процессом торможения (и наоборот); под «недостаточной подвижностью» – медленную взаимозаменяемость процессов.

Показателем хорошей подвижности нервных процессов при дрессировке является быстрота перехода собаки из состояния выдержки к выполнению вновь подаваемой команды, а также соблюдение выдержки после принятого по команде положения. Такие животные легко выполняют и действия противоположного значения, например команды «Фасс» и «Фу» или посыл на подачу предмета и запрещение на его взятие (по команде «Фу»). У собаки с подвижными нервными процессами быстро и легко вырабатываются положительные и отри-цательные условные рефлексы.

Различные типы высшей нервной деятельности зависят от того, как между собой сочетаются указанные свойства нервной системы.

И. П. Павлов установил четыре основных типа высшей нервной деятельности (ВНД): возбудимый – не-уравновешенный (холерик), уравновешенный – подвижной (сангвиник), уравновешенный – спокойный (флегматик), слабый (меланхолик).

Собаки возбудимого типа (холерики) обладают сильным процессом возбуждения и ослабленным тормо-жением. В результате отсутствия равновесия между этими двумя процессами преобладающим является процесс возбуждения. Собаки этого типа характеризуются большой двигательной активностью: за один и тот же промежуток времени они совершают значительно больше движений, чем собаки других типов.

Однако только по двигательной активности нельзя определять тип ВНД собак. Основное значение для определения типа ВНД имеет условно-рефлекторная деятельность.

У собак возбудимого типа быстро образуются положительные условные рефлексы и очень медленно вы-рабатываются тормозные. Поэтому собаки возбудимого типа быстро усваивают все команды, связанные с вы-полнением каких-либо действий, требующих активного состояния нервной системы (состояния возбуждения), и слабо усваивают те команды или действия, в основе которых лежит процесс торможения (например, хождение рядом с дрессировщиком, выдержка в различных положениях и т.д.).

Дифференцировочное торможение у собак этого типа слабое и отрабатывается с трудом. Такие живот-ные (особенно в первоначальный период дрессировка) часто «путают» значение различных команд. Особенно трудно у собак этого типа вырабатывается дифференцировка, требующая большого напряжения тормозного процесса (такие действия, как, например, выборка вещи по запаху, выборка человека по вещи, выборка нужного следа).

Собаки возбудимого типа особенно трудно поддаются дрессировке по тем службам, которые требуют хорошей и четкой дифференцировки (розыскная, сторожевая, миннорозыскная). Это необходимо учитывать при отборе собак для указанных служб. В службах, где не требуется четкой дифференцировки (караульная, защитно-караульная, связная), собаки этого типа вполне пригодны.

При выработке дифференцировки у собак возбудимого типа можно достигнуть усиления тормозного процесса. Это достигается регулярными и систематическими упражнениями. Выдержку у собак возбудимого типа следует отрабатывать постепенно, как бы тренируя и накапливая процесс торможения. Вначале рекомен-дуется не затягивать выдержку более трех-пяти секунд, постепенно доводя ее до нескольких минут. При перво-начальной дрессировке на выборку вещи, выборку человека по следу и т.п. не следует производить посыл более одного-двух раз. Со временем количество посылов постепенно увеличивается. К усложнению следа (ввод посторонних следов и углов) можно переходить лишь после того, как собака четко будет прорабатывать обычный след. Очень «дисциплинирует» собаку возбудимого типа отработка таких навыков, как хождение рядом с дрессировщиком, запрещение по команде «Фу», выдержка в различных положениях.

У собак уравновешенного – подвижного типа (сангвиники) процессы возбуждения и торможения на-ходятся в состоянии относительного равновесия; наряду с этим имеется большая подвижность (легкая взаимо-заменяемость одного процесса другим и наоборот), зависящая от действующих на собаку раздражителей.

Собаки этого типа отличаются значительной двигательной активностью. Положительные и отрицатель-ные условные рефлексы вырабатываются у них легко и достаточно прочно, имеется хорошее дифференциро-вочное торможение. Особенно характерна для собак этого типа большая подвижность процессов возбуждения и торможения. Такие собаки наиболее легко поддаются дрессировке, у них хорошо закрепляются положительные и отрицательные навыки, они активны в работе и легко переключаются с одного действия на другое. Дрессировка собак подвижного типа не требует особых указаний. Лучше всего применять в этих случаях контрастный метод. Однако нельзя забывать, что в процессе дрессировки необходимо и для этих собак придерживаться принципа – от простого к сложному. В противном случае можно «испортить» собаку.

У собак уравновешенного – спокойного типа (флегматики), так же как у сангвиников, процессы воз-буждения и торможения по силе их проявления находятся в равновесии. Но в отличие от сангвиников, процесс возбуждения и торможения в нервной системе этих собак малоподвижный (один нервный процесс замедленно сменяется, другим). Собаки этого типа характеризуются пониженной двигательной активностью. Положитель-ные и отрицательные условные рефлексы вырабатываются у них медленно, но выработанные условные рефлексы достигают большой четкости. По поведению многие собаки-флегматики кажутся малоподвижными и вялыми. Дрессировке они поддаются не легко, но закрепленные навыки оказываются весьма стойкими; в специальной работе эти собаки несколько вялы, но безотказно выполняют требуемые от них действия и очень выносливы. При дрессировке собак этого типа от дрессировщика требуется большая настойчивость и терпение.

Собаки-флегматики трудно переносят быструю смену процессов возбуждения и торможения. Поэтому при первоначальной дрессировке по общему курсу не следует злоупотреблять частой подачей команд. Таким собакам трудно быстро переходить от одного действия к другому, и они, нередко нуждаются в повторении ко-манды. В начале дрессировки следует так использовать различные команды, чтобы между самой командой и выполняемыми действиями был достаточный интервал. Учащать подачу команд на выполнение различных действий можно лишь после того, как у собаки установится стойкий условный рефлекс на команды. У собак-флегматиков не трудно воспитать выдержку в различных положениях. Они легко переносят действие сильных механических раздражителей. Поэтому при дрессировке с успехом можно использовать механический метод. Однако принуждением не следует злоупотреблять.

Собаки слабого типа (меланхолики) отличаются слабостью процессов возбуждения и торможения. По-этому в результате больших напряжений у них легко нарушается нервная деятельность. Некоторые собаки-меланхолики имеют относительную подвижность обоих нервных процессов. Условные рефлексы у таких собак вырабатываются нестойко, однако четкое дифференцировочное торможение возникает у них сравнительно легко.

Встречаются собаки, у которых при слабости обоих нервных процессов имеется и малая их подвижность. Условные рефлексы у них нестойки и вырабатываются медленно; дифференцировочное торможение недостаточное.

У собак слабого типа часто наблюдается пассивно-оборонительная реакция, но ее нельзя считать основ-ным признаком слабости нервной системы. Собаки слабого типа мало пригодны для дрессировки и использо-вания.

Учитывая это, их не следует брать в дрессировку.

 

 

6. Возможные ошибки дрессировщика

 

В процессе занятий дрессировщик может допустить различные ошибочные действия в отношении соба-ки. Ошибки дрессировщика не только затрудняют дрессировку и снижают ее качество; в дальнейшем они могут явиться препятствием для использования служебной собаки.

Причинами возможных ошибок могут быть слабая теоретическая подготовка дрессировщика, недоста-точный практический опыт, отсутствие анализа процесса дрессировки.

Наиболее часто при дрессировке совершают следующие ошибки:

1. Недооценивают или переоценивают особенности поведения собак. Это происходит из-за субъективно-го подхода к животному, из-за того, что игнорируется качественное различие между высшей нервной деятель-ностью человека и собаки. Дрессировщик как бы «очеловечивает» собаку.

В результате этого он приписывает собаке способность сознательно относиться к своим действиям и т.п. Такой дрессировщик, кроме положенных команд, начинает «разговор» с собакой, уговаривая ее выполнить то или иное действие, или даже угрожает ей.

Подобные действия затрудняют выработку условных рефлексов на соответствующую команду, так как звуки команды смешиваются с другими звуками (словами). А, как известно, посторонние звуковые раздражите-ли вызывают у собаки отвлечение (ориентировочную реакцию), которое тормозит выполнение различных ко-манд.

Дрессировщик, приписывающий собаке способность осознанно понимать значение слов команды, начи-нает неправильно пользоваться командами, как определенными условными раздражителями. Например, побу-див собаку по команде «Аппорт» взять аппортировочный предмет, он при взятии этого предмета из пасти соба-ки использует не одну положенную для этого команду «Дай», а говорит «Дай аппорт». С «человеческой» точки зрения здесь нет никакой ошибки, но по существу происходит нарушение основного принципа выработки ус-ловного рефлекса. У собаки на команду «Аппорт» воспитывается условный рефлекс схватывания предмета; эта команда означает для собаки необходимость держать в пасти аппортировочный предмет. Команда «Дай» явля-ется условным раздражителем на отдачу предмета дрессировщику. Следовательно, одновременное использование этих двух команд «Дай», «Дай аппорт» будет воспринято, как одновременное выполнение двух взаимно исключающих действий «отдать и взять». Такое неправильное сочетание двух названных команд не только затрудняет отработку необходимого навыка, но и может вызвать у собаки срыв нервной деятельности.

2. Возможна и др… Продолжение »

Конструктор сайтовuCoz