Дрессировка служебных собак

 

На протяжении многих веков человек использовал и развивал в нужном направлении природные особен-ности собаки (привязанность к хозяину, остроту обоняния, слуха, злобность к посторонним, выносливость, бы-строту бега).

В наши дни, несмотря на гигантский рост и совершенствование техники, применение служебных собак для нужд народного хозяйства и для военных целей не потеряло своего значения. К подготовке собак по тому или иному виду службы предъявляются все более высокие требования.

 

 

Болшую пользу приносят пастушьи собаки: они стерегут пасущийся скот, подгоняют отставших и разыскивают потерявшихся животных, охраняют стада от хищников. Караульные собаки незаменимы при охране различных объектов и сооружений. На северных окраинах нашего Союза надежным, а зачастую и единственным наземным транспортом являются упряжки ездовых собак. Собаки розыскной и сторожевой службы, обладающие прекрасно развитым чутьем и замечательным слухом, помогают обнаружить и задержать нарушителей границы и других преступников.

В Великую Отечественную войну в Советской Армии успешно использовалась собаки санитарно-транспортной, минно-розыскной и противотанковой службы.

Чтобы обеспечить разнообразные нужды обороны и народного хозяйства, требуется много тысяч силь-ных и выносливых собак служебных пород.

Работа по развитию служебного собаководства ведется Всесоюзным добровольным обществом содейст-вия армии, авиации и флоту (ДОСААФ СССР). В Обществе подготавливают специалистов-собаководов, знаю-щих методы разведения, выращивания и дрессировки служебных собак и умеющих применить эти методы в практической работе.

Опыт собаководов-досаафовцев по выращиванию поголовья собак служебных пород дал положительные результаты. Клубы служебного собаководства ежегодно передают Советской Армии, пограничным войскам и различным ведомствам тысячи полноценных собак, выращенных собаководами – членами клубов.

Но использовать собаку для несения той или иной службы можно только после соответствующей общей и специальной дрессировки.

При отработке приемов общей дрессировки дрессировщик получает возможность изучить индивидуаль-ные особенности собаки, направлять ее поведение, физически развивать и дисциплинировать собаку. Для даль-нейшей специальной дрессировки большинство приемов общей дрессировки являются вспомогательными.

Цель настоящей книги – ознакомить читателей с выращиванием и воспитанием молодняка, с теоретиче-скими основами, назначением, методикой и техникой дрессировки служебных собак по общему курсу и специ-альным службам, принятым в ДОСААФ (караульная, защитно-караульная, розыскная, буксировка лыжника, ездовая и поднос легких грузов).

 

 

Глава I

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ДРЕССИРОВКИ

 

Использование собак для служебных целей невозможно без предварительной дрессировки.

Выработанные и закрепленные при дрессировке действия обеспечивают хорошее послушание (дисцип-лину) собаки и подготавливают ее к выполнению какой-либо службы: караульной, защитно-караульной, розы-скной и др. В процессе дрессировки дрессировщик воздействует на поведение собаки и изменяет его в желае-мом направлении. Поведение – это совокупность всех действий животного, благодаря которым организм при-спосабливается к окружающей среде и удовлетворяет свои жизненные потребности в пище, в самозащите от различных неблагоприятных воздействий, в продолжении своего рода и т.д. Поведением выдрессированной собаки управляет дрессировщик, побуждающий собаку своими сигналами (командами и жестами) к соверше-нию определенных действие (посадка, возвращение на место, охрана вещи, защита поста, розыск человека по следу). Поведение недрессированной собаки обусловливается только биологическими потребностями организ-ма и воздействием окружающей среды. Чтобы успешно дрессировать собаку и воздействовать на ее поведение, нужно правильно оценивать свои действия в отношении собаки и хорошо разбираться в особенностях ее пове-дения. А для этого необходимо знать теоретические основы дрессировки.

Теоретические основы дрессировки базируются на учении великого русского физиолога И. П. Павлова (1849–1936 гг.) о высшей нервной деятельности.

Высшей нервной деятельностью академик Павлов называл работу больших полушарий головного моз-га по установлению связи организма с окружающей средой. Развивая идеи «отца русской физиологии» И.М. Сеченова, Павлов разработал физиологический метод изучения деятельности больших полушарий головного мозга (метод условных рефлексов). Пользуясь этим методом, он доказал, что каким бы сложным ни казалось поведение животных, оно всегда имеет вполне определенную материальную причину и является результатом деятельности их нервной системы.

Учение Павлова о высшей нервной деятельности дает возможность разрабатывать научно обоснованную методику дрессировки собак. Отдельные дрессировщики бережно накапливали и хранили свой опыт дрессировки, но даже самые знающие из них допускали иногда грубые ошибки, приписывая собаке не свойственные ей качества.

Только исследования Павлова, его учеников и последователей позволили дать единственно правильное – материалистическое объяснение поведения собаки и других животных. Это значительно облегчило дрессировку. Только исходя из основного положения мичуринской биологической науки о том, что организм и необходимые для его жизни условия представляют единство, можно правильно понять поведение животных. Различные действия животных всегда являются ответом организма на воздействие окружающей среды или на определенные процессы, происходящие в самом организме. Всякое воздействие на организм, которое вызывает ответное действие со стороны последнего, называется раздражителем; ответное действие организма на раздражитель – реакцией.

 

 

1. Нервно-физиологические основы поведения

 

Наивысшего развития нервная система достигает у позвоночных животных, особенно у млекопитающих.

Нервная система (рис. 1) подразделяется на центральную, периферическую и вегетативную. Цен-тральная нервная система состоит из головного и спинного мозга. Периферическая нервная система обра-зована разветвлением нервных стволов (нервов), расходящихся от спинного и головного мозга по всему орга-низму. Нервные стволы состоят из чувствительных (центростремительных) и двигательных (центробежных) нервных волокон. Вегетативная нервная система является частью общей нервной системы и регулирует дея-тельность внутренних органов.

 

 

Рис. 1. Нервная система собаки.

 

Характерной особенностью строения нервной системы млекопитающих является сильное развитие больших полушарий головного мозга.

Если сопоставить относительную величину тела и веса мозга у различных позвоночных животных, то мы увидим следующее: у рыб это соотношение составляет 1:5668, у земноводных 1:1321, у птиц 1:212, а у собаки (представитель млекопитающих) 1:37. Вес головного мозга собаки колеблется в среднем от 54 до 125 г.

В головном мозгу млекопитающих, в том числе и собаки (рис. 2), различают следующие основные части (отделы): конечный мозг, промежуточный мозг, средний мозг, задний мозг, состоящий из зрительных бугров и мозжечка, и продолговатый мозг. Все эти отделы мозга расположены как бы в несколько этажей друг над дру-гом. Это отражает тот эволюционный путь развития, который прошла нервная система.

 

 

Рис. 2. Головной мозг собаки.

 

Конечный мозг, имеющий вид двух больших полушарий, достигает наивысшего развития только у мле-копитающих. У низших позвоночных – рыб, лягушек и т.д. – конечный мозг развит очень слабо. Это имеет весьма важное значение для поведения животных и их дрессировки.

В середине прошлого столетия выдающийся физиолог Гольц произвел замечательный опыт над собакой, которая известна науке под именем «Собаки Гольца». Ученый сумел удалить у живой собаки оба больших по-лушария головного мозга. В результате этой операции поведение животного резко изменилось. Оперированная собака прожила после операции 18 месяцев, но она «забыла» все то, к чему была приучена. Одинаково тупо и безучастно относилась она к присутствию хозяина и чужих людей, к кошке или собаке, начинала обороняться только в момент непосредственного прикосновения к ней. Она была малоподвижна и большую часть времени проводила во сне. Без помощи человека такая собака была обречена на смерть.

Следовательно, у «Собаки Гольца» очень снизилась способность правильно приспосабливаться к окру-жающей среде. Все попытки приучить эту собаку к выполнению каких-либо действий по сигналам не увенча-лись успехом.

В дальнейшем Павлов своими гениальными исследованиями окончательно доказал, что главнейшей и основной работой больших полушарий является установление сложных взаимоотношений организма с окружающей средой. При этом особое значение имеет кора головного мозга, расположенная на поверхности больших полушарий.

Большую роль в поведении животных играет также промежуточный мозг. Эта часть головного мозга ре-гулирует, все прирожденные действия животного, называемые обычно инстинктами.

Для того чтобы в процессе дрессировки сознательно воздействовать на поведение собаки и правильно применять те раздражители, благодаря которым вызываются реакции, нужные для работы собаки, каждый дрессировщик должен знать основные законы нервной деятельности собаки.

Проявление определенных реакций у собаки связано со следующими закономерностями нервной дея-тельности.

Все раздражения, идущие из окружающей среды, воспринимаются животным с помощью органов чувств и по чувствительным центростремительным нервам передаются в центральную нервную систему. Здесь они переключаются на двигательные (центробежные) нервы, связанные с мышцами и железами, выполняющими определенную работу.

Например, пища, попадающая в рот собаки, раздражает окончания чувствительного вкусового нерва, заложенного во вкусовых сосочках языка (орган чувств). По этому нерву раздражения передаются в центральную нервную систему (продолговатый мозг), где переключаются на двигательный нерв, связанный со слюнной железой. В ответ на раздражение эта железа начинает усиленно выделять слюну. Ответное действие (реакция) организма на раздражитель, происходящее при участии нервной системы, называется рефлексом (отраженным действием) Понятие о рефлексе введено в науку французским философом XVII века Декартом. Нервный путь, по которому проходит раздражение от нервных окончаний, находящихся в органе чувств, по чувствительному нерву до ЦНС спинного или головного мозга и от него по двигательному нерву до мышц или желез, называется рефлекторной дугой (рис. 3).

Рефлекс является основным принципом работы нервной системы. Рефлексы следует различать по их ка-честву и по сложности. Все рефлексы собаки подразделяются на безусловные и условные.

 

 

Рис. 3. Схема рефлекторной дуги. 1 – кожа, 2 – скелетная мускулатура, 3 – чувствительный нерв, 4– двига-тельный нерв, 5 – нервная клетка чувствительного нейрона, 6 – нервная клетка двигательного нейрона, 7 – серое вещество спинного мозга, 8 – белое вещество спинного мозга.

 

Безусловными называются врожденные рефлексы, стойко передающиеся по наследству. Эти рефлексы проявляются у каждой собаки (выделение слюны при даче мяса, сосательный рефлекс у щенка, половой реф-лекс и пр.).

Условными называются рефлексы, которые приобретаются собакой в процессе жизни (узнавание пищи по запаху, выполнение действия по команде и пр.).

Проявление безусловных рефлексов происходит по определенным закономерностям. Эти рефлексы от-личаются большим постоянством. На определенный раздражитель всегда следует проявление определенного безусловного рефлекса. Если, например, возле одного глаза собаки взмахнуть рукой, обязательно возникает рефлекс мигания, если слегка наступить на одну из лап собаки, обязательно возникает рефлекс отдергивания лапы, если в пасть собаки вложить кусочек мяса, обязательно возникает слюнный рефлекс, и т.п.

Все эти рефлексы по своему проявлению представляют одиночные ответы какой-либо части организма на тот или иной раздражитель и являются по сути дела простыми рефлексами. Для дрессировки собак основ-ное значение имеют сложные безусловные рефлексы, или инстинкты, являющиеся прирожденной осно-вой поведения собаки.

Академик Павлов различал в поведении собак четыре таких рефлекса, или реакции: ориентировочную, оборонительную, пищевую, половую.

Ориентировочной реакцией называется рефлекс, возникающий в результате действия на собаку новых раздражителей. Благодаря этой реакции собака знакомится с новой для нее обстановкой или незнакомым раз-дражителем. В процессе приспособления организма к окружающей среде, а также в процессе дрессировки этот рефлекс усложняется, и животное выполняет усложненные действия (поиск ушедшего хозяина, розыск пре-ступника по следу и т.д.), ориентируясь в определенных условиях.

Пищевая реакция-рефлекс проявляется у голодной собаки, в особенности при наличии пищевых раз-дражителей, и побуждает собаку искать и поедать пищу. Проявление пищевого рефлекса имеет большое прак-тическое значение при дрессировке. На основе этой реакции собак используют для связной и санитарной служ-бы. В период дрессировки по этим службам приучение собаки к необходимым действиям основывается на пи-щевом раздражителе.

Оборонительная реакция-рефлекс служит защитой от неблагоприятных воздействий или нападения и проявляется в двух формах: активно-оборонительной и пассивно-оборонительной. Проявление активно-оборонительной реакции (злобности) обеспечивает использование собак по караульной, сторожевой и розыск-ной службам. Пассивно-оборонительная реакция (трусость) отрицательно влияет на дрессировку и работу со-бак. Трусливая собака медленно привыкает к дрессировщику, и ее работоспособность резко снижается под воздействием посторонних незнакомых раздражителей (выстрел, шум).

Половая реакция-рефлекс возникает при половом возбуждении и обеспечивает размножение собак. Половой рефлекс не используется при дрессировке непосредственно, но он имеет большое косвенное значение.

Специальные исследования и практический опыт показывают, что самки, как правило, поддаются дрес-сировке несколько легче, чем самцы; однако в процессе работы самцы оказываются более выносливыми.

Сильно выраженная половая реакция (особенно у самцов) отрицательно отражается на дрессировке.

Ориентировочная, оборонительная, пищевая и половая реакции-рефлексы у различных собак проявляются не одинаково и зависят от наследственности, общего физиологического состояния организма, а также влияния окружающей среды (в том числе и воспитания).

Исследования показали, что оборонительная реакция передается в известной степени по наследству. Од-нако форма проявления оборонительной реакции (активная или пассивная) зависит и от окружающей среды, в частности от воспитания. Установлено, что щенки, воспитанные в изолированных условиях, в отличие от щен-ков, воспитанных на свободе при условии широкого общения с различными раздражителями окружающей сре-ды, проявляют характерную трусливость. Отсюда ясно, какое огромное значение для последующего поведения взрослой собаки имеет воспитание щенков. Проявление сложных реакций-рефлексов зависит также и от общего физиологического состояния собаки (голод, течка, болезнь и пр.). Например, у каждой голодной собаки пище-вая реакция будет более резко выражена, чем у сытой; у щенной суки при наличии щенков оборонительная реакция очень часто проявляется в активной форме, если даже до щена эта собака была пассивной. В данном случае активно-оборонительная реакция направлена на защиту потомства и имеет большое жизненное значение.

Реакция, проявляющаяся у собаки в наиболее сильной степени, называется преобладающей. Постоян-ные, сильно выраженные преобладающие реакции имеют большое значение для дрессировки собак. Собаку с сильно выраженной активно-оборонительной реакцией (злобностью) лучше всего использовать на караульной службе. Если у собаки преобладает пищевая реакция, обычно сопровождаемая доверчивостью к людям, даю-щим ей пищу, то эту собаку желательно использовать для служб связи, миннорозыскной, санитарной и пр. Кроме пищевой и оборонительной реакции, временное преобладание могут иметь ориентировочная или поло-вая реакции. В случае преобладания ориентировочной реакции собака проявляет следующие признаки: она осматривается, прислушивается, как будто чего-то ищет, и малейший шум выводит ее из состояния покоя. Половая реакция обычно преобладает у кобелей, если поблизости находится пустующая сука.

Ориентировочная реакция должна быть хорошо выражена у каждой собаки, предназначенной для слу-жебного использования; однако ее резкое проявление нежелательно, так как оно отвлекает собаку при дресси-ровке. Сильно выраженная половая реакция также отрицательно отражается на дрессировке.

 

 

2. Условные рефлексы

 

Условные рефлексы создают возможность возникновения у животных индивидуально-приобретенного поведения, которое обеспечивает более совершенное приспособление организма к окружающей среде. Весь процесс дрессировки собаки представляет собой развитие индивидуального поведения на базе безуслов-ных рефлексов.

Дрессировка – это выработка у собаки стойких условных рефлексов на выполнение определенных действий по сигналам дрессировщика.

Условные рефлексы отличаются от безусловных. Все условные рефлексы приобретаются в процессе жизни животного, они строго индивидуальны и проявляются только у тех собак, у которых эти рефлексы выра-батывались. Например, искать пищу в определенном месте будет только та собака, у которой выработан соот-ветствующий условный рефлекс. Условные рефлексы могут исчезнуть (угаснуть) в тех случаях, когда их значе-ние для животного потеряно (если перестать давать собаке лакомство при подходе к вожатому по команде «Ко мне», собака постепенно перестанет выполнять это действие). Условный рефлекс имеет так называемую замы-кательную рефлекторную дугу. Для того чтобы уяснить это понятие, необходимо ознакомиться с механизмом образования условных рефлексов.

Условные рефлексы вырабатываются только при определенных условиях, отсюда и их название. Глав-нейшим условием является совпадение во времени действия двух раздражителей, один из которых является безусловным, вызывающим какой-либо определенный безусловный рефлекс (например, выделение слюны), а другой – любым раздражителем, имеющим для данного безусловного рефлекса индеферентное (безразличное) значение (например, звуковой или световой раздражитель). Механизм образования условного рефлекса соглас-но классическим опытам Павлова происходит следующим образом.

Если перед кормлением или одновременно с ним звонить в звонок, помещенный поблизости от собаки (рис. 4), возникает определенное явление. Попадая в ротовую полость, пища вызывает раздражение, которое от языка передается по чувствительному нерву в пищевой центр безусловного рефлекса, расположенный в про-долговатом мозгу. В пищевом центре возникает очаг возбуждения, от него раздражение передается слюнной железе и она начинает выделять слюну. Это и будет путь «проводниковой» рефлекторной дуги безусловного рефлекса. Одновременно с этим раздражение из продолговатого мозга пойдет в пищевой центр коры больших полушарий, где также возникает очаг возбуждения. Так как перед получением пищи или одновременно с этим на собаку будет воздействовать звуковой раздражитель (звон колокольчика), то и в слуховом центре, располо-женном в височной части коры головного мозга, возникнет очаг возбуждения. Следовательно, в головном мозгу собаки будут одновременно существовать три очага возбуждения, между которыми установится определенная нервная связь (замыкание). На основе этой связи и образуется замыкательный условный рефлекс. После обра-зования рефлекторной дуги условного рефлекса будет достаточно воздействовать на собаку только одним зву-ковым раздражением.

 

 

Рис. 4. Схема образования условного рефлекса. 1 – чувствительный нерв языка, 2 – слюнная железа, 3 – череп-ная коробка, 4 – пищевой корковый центр, 5 – слуховой чувствительный нерв, 6 – слуховой нервный центр; 7 – соединительный нервный путь, 8 – пищевой безусловный центр, 9 – продолговатый мозг, 10 – двигательный (секреторный) нерв.

 

Достигнув слухового центра, раздражение направится по проторенному пути в пищевой корковый центр, а из него – в пищевой центр продолговатого мозга. Отсюда оно передастся по двигательно-секреторному нерву на слюнную железу, и слюноотделение будет вызвано уже при отсутствии пищевого безусловного раздражителя. Следовательно, в результате выработки условного рефлекса на какой-либо раздражитель он приобретает значение сигнала, связанного с проявлением определенной реакции. Благодаря этому организм заранее подготавливается к приему пищи и приспособляемость его к окружающей среде возрастает.

По указанной схеме вырабатываются условные рефлексы на любой раздражитель; этот же принцип ле-жит в основе приучения собаки к выполнению любого действия по команде или жесту в процессе дрессировки. Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», нужно выработать на эту команду условный рефлекс. Для этого необходимо использовать такой безусловный раздражитель, который вызвал бы у собаки безусловный рефлекс посадки. С этой целью в дрессировке применяются два основных метода воздей-ствия на собаку.

Первый метод – механическая дрессировка. Для получения желаемого безусловного рефлекса дресси-ровщик применяет действие механического раздражителя (принуждение) Чтобы заставить собаку сесть, можно сопровождать команду «Сидеть» сильным нажимом руки на круп. Проявляя защитный рефлекс, собака опустит зад и сядет. Повторение этого приема выработает у животного условный рефлекс на команду, собака будет садиться по одному приказанию дрессировщика.

К механическим раздражителям, используемым при дрессировке собак, относятся: нажим рукой на раз-личные части тела, насильственное придание телу нужного положения, рывок поводком, рывок при помощи строгого ошейника, удар хлыстом.

Второй метод – вкусопоощрительная дрессировка. В качестве безусловного раздражителя использу-ется пища. Рефлекс посадки вызывают, поднимая над головой собаки кусочек мяса. Если подобное воздействие сочетать с подачей команды «Сидеть» и сопровождать посадку дачей лакомства, то на основе пищевого безус-ловного рефлекса у собаки также образуется условный рефлекс. В дальнейшем она будет совершать посадку по одному лишь приказанию дрессировщика.

Большинство действий, которые в процессе дрессировки собака приучается выполнять по сигналам дрессировщика, более сложны, чем обычные условные рефлексы (например, условный рефлекс слюноотделе-ния). Специальные исследования показали, что эти действия являются сложными двигательными реакциями собаки, состоящими из целой системы рефлексов. Такие сложные действия собаки принято в дрессировке называть навыком. Навык – это индивидуально приобретенное сочетание безусловных и условных реф-лексов.

При выработке навыков наиболее целесообразен контрастный метод дрессировки, заключающийся в объединении механического и вкусопоощрительного методов. При отработке навыка необходимо, кроме безус-ловного раздражителя (пищевого или механического), использовать еще и другой раздражитель. Безусловный раздражитель сохраняет то же значение, что и при выработке условного рефлекса, т.е. является подкрепляю-щим раздражителем. Воздействие второго раздражителя должно вызывать определенную двигательную реак-цию. Таким образом, этот раздражитель будет являться побуждающим (наталкивающим) собаку на выполне-ние желаемого действия. Эта реакция сочетается с условным сигналом дрессировщика (команда, жест и пр.).

Анализ образования навыков показывает, что в этих случаях образуются как бы два условных рефлекса, тесно связанных между собой: во-первых, на определенную двигательную реакцию собаки устанавливается пищевой рефлекс и эта реакция, как условный раздражитель, начинает сама вызывать пищевой рефлекс (собака садится для того, чтобы получить пищу); во-вторых, образуется условная двигательная реакция (навык) на выполнение данного действия по сигналу. Наталкивающий раздражитель, первоначально применявшийся для вызова двигательной реакции, становится излишним, как только собака начинает проявлять это действие по команде дрессировщика.

Например, для того, чтобы приучить собаку садиться по команде «Сидеть», на основе контрастного ме-тода дрессировки необходимо вначале использовать два раздражителя (механический и пищевой).

Механический раздражитель (нажатие руки на круп) вызывает посадку (защитно-оборонительный реф-лекс в пассивной форме), а пищевой раздражитель является основным безусловным раздражителем, подкреп-ляющим выполнение действия путем использования пищевого безусловного рефлекса. Команда «Сидеть» должна сочетаться с воздействием обоих раздражителей; она или предшествует их действию или подается одновременно с применением механического раздражителя. После того как на команду «Сидеть» образуется навык посадки, механический раздражитель постепенно теряет свое значение и выполненное действие должно подкрепляться только пищевым раздражителем. На команду «Сидеть» образуется условный рефлекс.

При использовании метода механической дрессировки значение контраста также сохраняется. Здесь контрастом будут являться два различных положения собаки. Одно положение связано с воздействием механического «болевого» раздражителя, причиняющего собаке известную неприятность (удар хлыстом по крупу, давление на крестец рукой, рывок поводком). Другое положение (положение выполненной посадки) избавляет собаку от воздействия «болевого» раздражителя. Здесь для подкрепления определенного положения собаки главным является отсутствие отрицательного «болевого» раздражения. Этот пример хорошо показывает, насколько пластична высшая нервная деятельность собаки в приспособлении к воздействию окружающей среды. Каждый дрессировщик должен помнить, что при использовании механических (особенно «болевых») раздражителей подкреплением является не действие самого раздражителя, а избавление от него организма. Поэтому в процессе дрессировки не следует злоупотреблять применением сильных механических раздражителей, вызывающих у животных общее угнетение нервной деятельности, а у некоторых даже возникновение пассивно-оборонительной реакции.

Отличительная особенность навыка состоит также в том, что само животное принимает более активное участие в проявлений данного действия: то проделывая это движение самостоятельно, если оно является сред-ством к удовлетворению жизненной потребности (поиск пищи, преследование и выслеживание добычи), то из-бегая такого действия, которое может быть опасно для организма. Многие навыки, вырабатываемые на основе преобладающих реакций и ведущие к удовлетворению жизненных потребностей собаки, образуются намного быстрее и являются более прочными, чем условные рефлексы при лабораторных опытах.

Дворовая собака, которую однажды побили палкой, будет после этого всегда избегать человека с палкой.

В качестве побуждающего (наталкивающего) раздражителя при дрессировке собак можно использовать другую, уже выдрессированную собаку. Чтобы, например, развить злобность у молодых собак, можно прово-дить занятие в присутствии злобной взрослой собаки. Молодую собаку, которую нужно приучить к преодоле-нию препятствий, рекомендуется привести на площадку, где занимаются с хорошо выдрессированной собакой; ее прыжок через препятствие будет служить побуждающим (наталкивающим) раздражителем для вашей соба-ки. Такой метод дрессировки можно назвать подражательным.

В процессе дрессировки основными условными сигналами являются команды и жесты. Команды – сложный звуковой раздражитель (определенное для каждого приема слово состоит из сочетания звуков и инто-наций). Под интонацией понимается оттенок голоса (тембр, высота звука), придаваемый той или иной команде.

Интонации могут быть угрожающими, приказными и ласковыми (подбодряющими). При выработке на-выка большинство команд следует подавать в приказной интонации. Исключение составляют лишь команды, связанные с проявлением оборонительной реакции или с процессом торможения у собаки. Эти команды пода-ются в угрожающей интонации (запрещающая команда «Фу» и команда «Фасс», вызывающая оборонительную реакцию). Угрожающая интонация применяется и тогда, когда нужно усилить действие команды в случае ее невыполнения.

Ласковая интонация используется для закрепления выполненного действия по условному сигналу. В этой интонации произносится поощряющая команда «Хорошо», сопровождающаяся оглаживанием собаки и дачей ей лакомства. Процесс применения этих раздражителей называется поощрением.

Жесты – зрительные раздражители, передаваемые определенными движениями руки дрессировщика, всегда постоянными для каждого навыка (приема). Жесты применяются взамен команд (на большом расстоя-нии в целях маскировки). Дрессировка собаки может проводиться одновременно по жесту и команде. Это по-зволяет усилить действие команды или дополнить ее (например, совмещаемый с командой «Ищи» жест при дрессировке собак на обыск местности, на работу по следу и т.д.). Команды и жесты должны подаваться кратко, четко и. однообразно в соответствующей интонации; это облегчит и обеспечит прочное образование навыков на соответствующие команды.

 

 

3. Значение процессов возбуждения и торможения

 

В основе нервной деятельности лежат процессы возбуждения и торможения.

Возбуждение определенных участков коры больших полушарий проявляется в соответствующих дейст-виях (рефлексах) собаки. Например, попадая в новую обстановку, собака проявляет ориентировочную реакцию; это происходит в результате возбуждения нервной системы различными раздражителями окружающей среды через органы чувств. Команда «Ко мне», раздражая через орган слуха слуховой центр коры головного мозга, вызывает возбуждение этого центра, которое передается на двигательные центры больших полушарий и заставляет собаку двигаться к дрессировщику. Большинство условных рефлексов вырабатывается у собаки в процессе дрессировки на основе процесса возбуждения. Такие рефлексы называются положительными условными рефлексами.

Торможение – это активный процесс нервной деятельности, противоположный возбуждению и вызы-вающий задержку рефлексов. Так, например, запрещающая команда «Фу» является ярким примером торможе-ния деятельности больших полушарий и прежде всего коры головного мозга. Команда, действуя через слуховой центр на двигательный, вызывает торможение этого центра; в результате собака прекращает нежелательные для дрессировщика действия. Условные рефлексы, которые вырабатываются у собаки на основе использования тормозного процесса, называются тормозными, или отрицательными. Возбуждение и торможение являются теми процессами, которые составляют основу высшей нервной деятельности, основу поведения.

Академик Павлов установил определенные закономерности в проявлении этих процессов, имеющих большое значение для дрессировки. Правило движения процессов возбуждения и торможения заключается в следующем. Если в каком-либо участке коры головного мозга возник очаг возбуждения или торможения, то возбуждение или торможение непременно будет вначале распространяться из пункта своего возникновения, захватывая соседние участки коры (процесс иррадиации). Как только произошло распространение того или другого процесса, начинается обратное явление – возбуждение или торможение сосредоточивается к месту своего возникновения (процесс концентрации).

Возникновение в коре головного мозга процесса, противоположного по своему значению первоначально возникшему, называется индукцией (смена процесса возбуждения тормозным процессом и обратно).

При этом может оказаться, что за счет торможения одних рефлексов повысится возбудимость других (положительная индукция). Например, у собаки, первый раз услышавшей выстрел, может произойти торможе-ние всех двигательных рефлексов на команды и жесты. Но после выстрела собака начнет рваться с поводка, пытаясь бежать, или будет скулить и лаять в сторону выстрела.

Для дрессировки большое значение имеет отрицательная индукция, лежащая в основе так называемого внешнего торможения. Явление отрицательной индукции с… Продолжение »

© novikov-220788

Конструктор сайтовuCoz