…угая ошибка. Допустим, что во время выгуливания без поводка собака отвлеклась на какой-либо посторонний раздражитель, (кошка, птица, другая собака и т.д.) и не подходит сразу на подзыв дрессировщика по команде «Ко мне», а выполняет подход только после нескольких повторных команд. Если наказать собаку в этом случае (в момент подхода к дрессировщику), то будет нарушен основной принцип выработки условного рефлекса на команду «Ко мне», основанного на пищевом рефлексе и получении лакомства при подходе к дрессировщику. Наказание собаки при подходе к дрессировщику вызовет у нее оборонительный рефлекс, и в дальнейшем животное будет «бояться» подходить к дрессировщику. Кроме того, у собаки образуется нежелательная связь – собака будет «бояться» поводка в руках дрессировщика; это также затормозит ее подход к дрессировщику.

Нужно помнить, что «наказывать» собаку (в том смысле, как это понимает человек) совершенно недо-пустимо. В дрессировке используется не наказание, а «запрещение».

Дрессировщик должен не «очеловечивать» собаку, а повседневно изучать ее поведение и влияющие на него условия, выяснять причины, которые нарушают «работу» собаки.

Недооценка «способностей» (высшей нервной деятельности) собаки обычно является результатом не-знания типа высшей нервной деятельности и преобладающих реакций животного. Из-за этого игнорируется индивидуальный подход к собаке при дрессировке, не учитывается наибольшая пригодность собаки к опреде-ленному виду службы, применяется шаблонный подход к животным в процессе дрессировки. Одни и те же ме-тоды дрессировки неприменимы для собак различного типа высшей нервной деятельности (возбудимых, спо-койных, злобных, трусливых, собак с преобладанием пищевой реакций и без нее). Без индивидуального подхо-да к животным при дрессировке не только нельзя добиться эффекта в работе, но и можно испортить собаку.

Главнейшим условием выработки условного рефлекса является последовательное сочетание условного и безусловного раздражителей. При этом условный раздражитель (команды) должен предшествовать действию безусловного раздражителя или проявляться одновременно с ним.

Однако это правило часто нарушается начинающими дрессировщиками. Они не учитывают того, что, в случае, когда условный раздражитель применяется после безусловного, выработка условного рефлекса весьма затрудняется. Если, например, рывок поводка при отработке движения собаки у ноги дрессировщика использо-вать раньше, чем подана команда «Рядом», условный рефлекс на команду «Рядом» не вырабатывается. Жест подзыва, поданный после команды «Ко мне», затруднит приучение собаки к жесту.

Грубой ошибкой дрессировщика будет также злоупотребление той или другой командой в процессе дрессировки. Не добившись прочного условного рефлекса на команду, дрессировщик начинает многократно повторять ее, не используя одновременно необходимое безусловное подкрепление; при этом он считает, что собака выполнит требуемое действие. На самом же деле такое многократное применение команды без безус-ловного раздражителя вызовет у собаки постепенное ослабление (угасание) условного рефлекса на команду и приведет к тому, что у нее не выработается безотказность и четкость в выполнении навыка.

Очень часто дрессировщики недооценивают значение различных интонаций и произносят команды в од-ной интонации. В результате дрессировщик теряет возможность использовать интонацию, как весьма важный вспомогательный раздражитель, усиливающий действие команды.

Чтобы избежать этой ошибки, следует:

1) первоначально подавать команду в обычной (приказной) интонации, за исключением особых случаев (команда «Фасс» или «Фу»);

2) в случае когда собака не выполняет действие, следует повторить команду в угрожающей интонации; если выполнение задерживается, то нужно вновь повторить команду в угрожающей интонации и подкрепить ее безусловным раздражителем механического порядка (нажатие, рывок поводком, строгий ошейник, удар хлы-стом).

Однако нельзя злоупотреблять частым использованием угрожающей интонации – это приведет к тому, что собака перестанет на нее реагировать. Не следует также злоупотреблять в процессе дрессировки принуждением в виде сильных механических и болевых раздражителей (особенно строгий ошейник и хлыст). Не рекомендуется проявлять чрезмерно ласковое и нетребовательное отношение к собаке, это выводит животное из подчинения дрессировщику.

Используя лакомство в целях поощрения, нельзя при этом забывать оглаживание собаки и восклицание «Хорошо» в ласковой интонации. Это позволит постепенно ограничить дачу лакомства и широко использовать другие поощрения.

Злоупотребление лакомством приводит к тому, что собака, ожидая лакомства, усиленно отвлекается на самого дрессировщика и приучается выполнять команды только при условии пищевого подкрепления.

Частой ошибкой при дрессировке собак является злоупотребление запрещающей командой «Фу». Необ-ходимо помнить, что эта команда должна являться для животного наиболее сильным условным тормозным раздражителем, прекращающим различные нежелательные действия. Частое использование команды «Фу» без подкрепления безусловным раздражителем ведет к ослаблению (угасанию) условного рефлекса на эту команду. Частое применение команды «Фу» с безусловным подкреплением (сильный рывок поводком, строгий ошейник, удар хлыстом) вызывает у животного длительное угнетенное состояние. Это затормаживает проявление всех других навыков и нарушает правильный контакт между дрессировщиком и собакой.

Во всех случаях, там, где это возможно, взамен команды «Фу» следует использовать какую-либо другую, соответствующую данному случаю команду. Если, например, во время занятий по общей дрессировке собака, отвлекаясь на посторонний раздражитель, пытается самостоятельно изменить свое положение (встать из поло-жения посадки или укладки, бежать в сторону привлекающего ее раздражителя), то нужно использовать коман-ду, соответствующую тому действию собаки, которое она не выполняет или пытается изменить. Бывает, что при контрольной выборке вещей неопытный дрессировщик может спутать искомый предмет; при попытке со-баки взять требуемую вещь дрессировщик, считая, что животное совершает ошибочное действие, подает ко-манду «Фу». Подобное использование этой команды ведет к торможению навыка выборки вещей. Не следует также применять команду «Фу» при отвлечении собаки в процессе проработки следа. В этом случае нужно ис-пользовать команду «След» в угрожающей интонации.

Команду «Фу» целесообразно использовать при попытках собаки совершить следующие нежелательные действия: взять пищу из чужих рук иди подобрать ее с земли; наброситься на прохожих, на собак и т.д.

Грубейшей ошибкой дрессировщика является излишняя поспешность, влекущая за собой нечеткую отра-ботку и недостаточное закрепление навыков. В результате этого стойкие условные рефлексы на команду не вырабатываются, поэтому дрессировщик не в состоянии управлять поведением собаки, особенно в усложнен-ных условиях, и успешно вести дальнейшую дрессировку.

Рекомендуется избегать повторения закрепленных навыков в одной и той же последовательности. Это вызовет образование прочной условно-рефлекторной связи на определенную систему действий (стереотип) и собака перестанет подчиняться своему дрессировщику. Если, например, пропускать собаку в одной и той же последовательности на преодоление препятствий, она прочно «запомнит» эту последовательность и начнет преодолевать все препятствия друг за другом лишь по одной, первой команде, не задерживаясь перед каждым препятствием.

 

 

7. Неврозы и нежелательные связи

 

В результате ошибочных действий дрессировщика и его неправильного подхода к собаке высшая нерв-ная деятельность животного может нарушиться, В процессе дрессировки эти нарушения чаще всего проявляют-ся у собак в виде неврозов и нежелательных связей.

Невроз – это функциональное нарушение нервной деятельности без каких-либо видимых поражений нервной системы. Наиболее частой причиной неврозов у собак является срыв нервной деятельности. Срыв – это патологическое нарушение процессов возбуждения и торможения в коре больших полушарий.

Срыв нервной деятельности собаки может произойти, например, в процессе развития у нее злобности, при быстрой смене команд, имеющих противоположное значение («Фасс» а «Фу»). У различных собак невроз характеризуется различными признаками поведения. Одна животные в состояния невроза проявляют повышен-ную возбужденность – «раздражительность» (начинают срывать выдержку, легко переходят в агрессивное со-стояние даже по отношению к своему дрессировщику, проявляют плохую дифференцировку). У других насту-пает угнетенное состояние. Они становятся боязливыми и недоверчивыми. Повышенный голос или резкий окрик дрессировщика вызывает у таких животных длительное тормозное состояние.

У некоторых собак проявляется ярко выраженная склонность к малоподвижности и «сонливости», они становятся мало восприимчивыми к командам и другим воздействиям дрессировщика.

Срыв нервной деятельности и последующий за этим невроз могут возникнуть также в результате перена-пряжения нервных процессов возбуждения и торможения. Перенапряжение процессов возбуждения чаще всего наступает при воздействии на нервную систему собаки сверхсильных раздражителей (например, сильных зву-ковых раздражителей: выстрелов и взрывов), если животное предварительно к ним не приучено; при злоупот-реблении принуждением (применение сильных болевых раздражителей без учета типа высшей нервней дея-тельности). Перенапряжение тормозного процесса может возникнуть при отработке выдержки, если ее сильно затягивать в период первоначальной дрессировки.

Перенапряжение тормозного процесса легко возникает при трудных, тонких дифференцировках, напри-мер, при многократных посылах на выборку вещи из многих вещей с аналогичным запахом или же при работе по следу собака, когда собака встречает большое количество пересекающихся следов.

При неврозе в поведении собаки могут иногда проявляться не понятные для дрессировщика действия. Собака может, например, проявлять трусость по отношению к людям, одетым в определенный костюм; не бо-ясь мужчин, может бояться женщин или детей и т.п.; начинает нападать или проявлять трусость только в при-сутствии собаки определенной породы и т.д. Причину этих непонятных явлений в поведении собак, страдаю-щих неврозом, разъяснили исследования академика Павлова.

Оказывается, что внешнее проявление невроза часто бывает связано с «сильными впечатлениями» (нерв-ными травмами), пережитыми собакой задолго до возникновения срыва нервной деятельности. Бывает, напри-мер, что в состоянии невроза взрослая большая собака начинает бояться щенков. Происходит это, по-видимому, потому, что в прошлом ее укусила маленькая собачка.

Возникновение неврозов находится в непосредственной зависимости от типа высшей нервной деятель-ности животного. Чаще всего стойкие неврозы возникают у собак крайних типов – возбудимого и слабого. Бо-лее устойчивы к неврозам собаки уравновешенного типа.

Чтобы излечить невроз, можно временно прекратить занятия с собакой; передать ее другому дрессиров-щику, в другие условия занятий; применить лечебные средства (бром, кофеин).

В отличие от невроза, нежелательную связь нельзя рассматривать как патологическое состояние нервной системы.

Нежелательная связь – это условный рефлекс, возникший у собаки вопреки желанию дрессировщика в результате допущенных им ошибок. Нежелательные связи не только затрудняют дрессировку, но и создают большие препятствия для служебного использования собак.

Рассмотрим причины возникновения наиболее распространенных нежелательных связей у собак. При дрессировке по общему курсу необходимо приучить собаку к четкому выполнению всех действий по командам и жестам в отдельности. Приучение к жестам чаще всего производится на основе ранее закрепленных звуковых команд. Но совмещение команд с жестами допустимо только в начале дрессировки. В дальнейшем следует от-дельно использовать команды и жесты. Не учитывая этого, многие начинающие дрессировщики длительное время совмещают жест с командой. В этом случае у собаки образуется нежелательная связь на выполнение действий только по комплексному раздражителю (команда + жест).

При развитии злобности у собак необходимо следить за тем, чтобы помощники не всегда действовали в дрессировочном халате. Иначе у собаки вырабатывается нежелательная связь на халат и она будет нападать только на человека в таком «наряде». Нежелательная связь на помощника возникнет в том случае, если разви-тие злобности или прокладка следа производятся всегда одним и тем же помощником.

Если практические занятия длительное время проводятся в одной и той же обстановке, то у собаки воз-никнет нежелательная связь на обстановку. В результате этого, попав в новое место, собака отказывается вы-полнять требования дрессировщика.

При прокладке контрольных следов малоопытные дрессировщики часто заставляют помощников остав-лять хорошо заметные условные знаки (воткнутые в землю палочки, флажки, взрыхленную землю). Это также ведет к возникновению у собаки нежелательной связи на ориентиры; она приучается идти не по следу, а по видимым ориентирам.

Основные методы борьбы с возникновением нежелательных связей:

1. Тщательный анализ всех приемов и воздействий дрессировщика, используемых во время занятий.

2. Изменение обстановки занятий, при которых возникла нежелательная связь, и устранение раздражите-лей, вызвавших ее появление.

3. Временное прекращение практических занятий по определенным приемам до того момента, пока не угаснет условный рефлекс на нежелательную связь.

 

 

8. Влияние внешних условий на работу с собакой

 

Дрессировка и использование собак происходят при различных внешних условиях. Одни из них облег-чают, другие затрудняют работу с собакой. Дрессировку всегда следует начинать в облегченных условиях и только постепенно усложнять их, добиваясь безотказной работы собаки.

Под условиями окружающей среды, облегчающими или затрудняющими работу с собакой, следует по-нимать время суток, температуру, ветер, почву, характер местности и состояние погоды.

Работать с собакой рекомендуется ранним утром. В это время животное хорошо себя чувствует после ночного отдыха, а окружающая обстановка отличается незначительным количеством отвлекающих раздражи-телей (мало посторонних людей, животных и т.п.). В утренние часы (особенно летом) воздух прохладен, а, как известно, жара изнуряет собаку. Приучать животное к работе в жаркую погоду следует постепенно.

Дрессировка и тренировка, проводимые в светлое время суток, обеспечивают лучший контроль со сторо-ны дрессировщика за работой и действиями помощников. Но необходимо учитывать, что в темноте лучше про-являются настороженность и защитные рефлексы собаки. Поэтому дрессировку караульных и сторожевых со-бак в основном нужно проводить в сумерки и ночью.

Высокая или низкая температура воздуха сильно влияет на организм собаки, причем жара действу-ет более отрицательно, чем холод (при отсутствии сквозняков и ветра). Положительных результатов дрессировки можно добиться только путем постепенного приучения собаки к работе при высоких или низких температурах. Для начальной дрессировки и тренировки наиболее благоприятна летом температура 12–15°, зимой до –10° (при отсутствии ветра). Переходить к работе при более высоких или низких температурах можно только постепенно.

Упитанные собаки, имеющие полноценное питание, легко переносят низкие температуры.

Известно, например, что одно из учреждений, расположенных под Москвой, использовало караульных собак зимой прошлого года при морозах, достигавших – 35°. Собаки, находившиеся на ночных постах в тече-ние 10 час. (на постах имелись постовые будки с подстилкой), работали вполне удовлетворительно.

Чтобы учесть влияние ветра, нужно различать его направление (попутный, встречный, боковой, уг-ловой) и силу (в баллах). Для работы с собакой наиболее благоприятен встречный ветер небольшой силы. Та-кой ветер облегчает работу караульных и сторожевых собак. Направление и сила ветра имеют исключительно большое значение для работы собаки по следу. Например, при боковом ветре собака может легко сбиться с правильного направления. Встречный ветер побуждает животное переходить к верхнему чутью; это снижает качество работы. Наиболее благоприятен попутный ветер, заставляющий собаку пользоваться нижним чутьем.

Характер почвенного покрова особенно важен для дрессировки и работы розыскных собак. В этом плане следует различать благоприятные и неблагоприятные почвы.

К благоприятным почвам относятся влажная, взрыхленная (чернозем), луговая, лесная, глинистая, тор-фяная почвы и снежный покров.

К неблагоприятным – каменистая, сухая – песчаная и болотистая (залитая водой) почвы.

Первоначальное приучение собаки к следовой работе следует проводить на луговой почве с проложен-ным по росе следом. Наименее пригодна в этом случае пыльная дорога.

Характер местности определяется рельефом, растительностью и населенностью.

На ровной местности собаке легче работать; сильно пересеченная местность затрудняет ее действия. Наличие растительности может быть в одних случаях благоприятным, в других – отрицательным фактором. Например, хорошо развитый, невысокий травянистый покров облегчает работу по следу. Мелкий, но не густой кустарник развивает у собаки активность к поиску в условиях леса, там, где ограничено движение воздуха. Од-нако слишком густая и высокая трава, а также густой кустарник затрудняют движение собаки, и она быстрее утомляется. Кроме того, в траве часто встречаются растения с сильным одурманивающим запахом (например, багульник), отрицательно влияющим на высшую нервную деятельность животного.

Сильно меняющийся рельеф местности способствует развитию поиска у собаки, но быстрее утомляет ее. Поэтому первоначальную дрессировку розыскных, связных и санитарных собак нужно проводить на ровной местности. В населенных пунктах работа собак усложняется, – это связано с большим количеством отвлекаю-щих раздражителей. Поэтому собаку нужно постепенно приучать к работе в таких условиях по принципу «от простого к более сложному».

Под влажностью принято понимать степень насыщенности воздуха или почвы водяными парами (водой). Повышенная влажность содействует более длительному сохранению запаха и облегчает следовую работу собаки. Чрезмерная влажность (дождь) отрицательно влияет на работу собак. Снежный покров может не только облегчить следовую работу собаки, но и затруднить ее. Например, отпечатки следа на плотном снежном покрове облегчают работу собаки, но обильный снег может засыпать следы.

Следовая работа, движение связной собаки и собаки, буксирующей лыжника, затрудняются при глубо-ком снеге или при наличии тонкой ледяной коры.

Наиболее благоприятным временем года для дрессировки собак в северных и средних районах СССР является период с конца апреля по октябрь. Поэтому дрессировку рекомендуется всегда начинать в весенне-летний период, а в дальнейшем проводить тренировку в любое время года.

В южных районах нельзя начинать дрессировку в наиболее жаркое время года.

 

 

9. Требования, предъявляемые к дрессировщику

 

В процессе дрессировки основным фактором, организующим поведение собаки, является дрессировщик. Он не только воздействует на поведение собаки, но и добивается выполнения таких действий, которые обеспе-чивают ее служебное использование. Успех этой работы зависит от теоретической подготовленности дресси-ровщика, а также от его практического опыта. Дрессировщик должен уметь правильно и быстро решать задачи, возникающие в процессе дрессировки, и всегда помнить о необходимости индивидуального подхода к собаке. Это, прежде всего, обусловливается внимательным отношением к работе, а внимание, как известно, является основой наблюдательности, без которой немыслимо изучить поведение животного. Чтобы развить наблюдательность, дрессировщик должен вести дневник, в который заносятся не только достигнутые результаты, но и отмечаются характерные особенности поведения собаки и ошибки, допущенные дрессировщиком. Анализ этих записей значительно облегчит дальнейшую работу с собакой.

Методы и приемы, используемые в процессе дрессировки, должны применяться по-разному в каждом отдельном случае. Без этого немыслим индивидуальный подход к собаке.

В процессе работы дрессировщик должен умело использовать опыт лучших дрессировщиков и инструк-торов, стараться подражать их действиям. Это помогает начинающим дрессировщикам приобрести необходи-мые технические навыки. Поэтому активным методом обучения дрессировке должен быть метод наглядности, метод показа. Чтобы уметь контролировать действия собаки и полностью подчинить себе ее поведение, дресси-ровщик должен быть строго последовательным в работе. Приступая к выработке у собаки того или иного навы-ка, он, прежде всего, должен наметить, каким методом и приемами будет действовать, и хорошо продумать по-следовательность своих действий. Приступив к дрессировке собаки, дрессировщик должен настойчиво выпол-нять принятое решение. Различные изменения и дополнения, возникающие в процессе дрессировки, должны быть строго обоснованы.

Весь процесс дрессировки необходимо строить с учетом существующих методических принципов. За-помнив все правильные действия и приемы, дрессировщик прочно усвоит необходимые технические навыки.

При дрессировке часто возникают различные трудности. Вызывающие их причины могут зависеть от особенностей поведения дрессируемой собаки или непредвиденных воздействий окружающей среды. Чтобы быстро принять нужное решение, дрессировщик должен хорошо знать теоретические основы и практические приемы работы с собакой и умело применять их в работе.

На всем протяжении практических занятий дрессировщик должен стремиться сохранить «заинтересо-ванность» собаки в работе. Для этого необходимо учитывать общее состояние собаки (здоровье, степень ее возбудимости, наличие течки и т.д.), не переутомлять ее и разнообразить приемы дрессировки. Большое значение имеет также умелое использование и сочетание принуждения, поощрения и запрещения.

Каждый дрессировщик должен обладать выдержкой, находчивостью, смелостью и строго соблюдать по-следовательность своих действий. Успех дрессировки во многом зависит от любви к дрессируемым животным. Нельзя забывать о том, что дрессировка – не ремесло, а большое искусство.

 

 

10. Основные правила дрессировки

 

В процессе работы дрессировщик должен строго придерживаться следующих основных правил:

1. Начиная дрессировку, внимательно изучить особенности поведения собаки (тип высшей нервной дея-тельности, преобладающую реакцию), приучить собаку к себе и лишь после этого приступать к работе.

2. На каждое занятие ставить определенную задачу и добиваться ее выполнения.

3. Строго соблюдать основное правило выработки условного рефлекса: условный раздражитель (коман-ду, жест) применять несколько раньше безусловного или, в крайнем случае, одновременно.

4. Команды не изменять, но придавать им соответствующую интонацию и внимательно следить за пра-вильностью и четкостью подачи команд и жестов.

5. Не нервничать, не допускать грубости и излишней ласки. Быть требовательным и настойчивым, не за-бывая поощрять каждое правильное действие собаки.

6. Дрессировку проводить по принципу: от легкого к трудному, от простого к сложному.

7. Не утомлять собаку однообразием упражнений, разнообразить занятия, стремясь сохранить заинтере-сованность собаки в выполнении различных действий.

8. Внимательно следить за физическим состоянием собаки.

 

 

Глава II

ВЫРАЩИВАНИЕ И ВОСПИТАНИЕ ЩЕНКОВ

 

Организм щенка очень податлив к воздействиям окружающей среды, поэтому условия выращивания и воспитания имеют исключительно большое значение для развития служебных качеств собаки, необходимых для дрессировки и использования.

Чтобы правильно вырастить и воспитать щенка, нужно знать, как он растет и развивается, каким воздей-ствиям человека может подвергаться в различном возрасте.

Мичуринская биологическая наука установила, что рост и развитие организма – это два различных, но взаимно связанных между собой процесса.

Рост – это постепенное увеличение массы тела живого организма, его размеров и веса. При нор-мальных условиях, содействующих его росту и развитию, каждый щенок с момента зачатия неуклонно растет до тех пор, пока не достигнет своей предельной величины.

Однако по одному росту нельзя еще судить о нормальном развитии щенка. Бывают, например, случаи так называемого инфантилизма, когда молодая собака, несмотря на свой достаточный рост (размеры и вес), по своему развитию близка к щенку как в экстерьере, так и особенно в поведении (наличие щенячьей трусости или робости, неуравновешенность нервной системы и т.д.). В этом случае рост организма не совпадает с его разви-тием развитие отстает от роста. Чаще всего инфантилизм возникает в результате неправильного питания рас-тущего щенка, а также из-за нарушения деятельности желез внутренней секреции.

В отличие от роста развитие – это возникновение в организме новых качественных особенностей (например, прорезание молочных зубов, их смена, развитие органов чувств, зрения, слуха, обоняния, способ-ность к выработке условных рефлексов и т.д.).

Развитие организма собаки происходит неравномерно, определенными периодами (стадиями), при этом каждая стадия характеризуется только ей свойственными особенностями и требует для своего развития необходимых условий.

С момента рождения щенка и до дрессировки следует различать четыре стадии (периода) 1) подсосный период – со дня рождения до 30–35 дней, 2) молочный период с 30 до 60 дней, 3) предполовой период с 2 до б месяцев; 4) период полового созревания с б до 12 месяцев.

В подсосный период щенок совершенно беспомощен. Он находится под сукой-матерью, кормилицей или выкармливается искусственным способом. Основным кормом в этот период является молоко. Кора боль-ших полушарий головного мозга у него развита слабо. Общение с окружающей средой выражено незначитель-но и направлено на удовлетворение потребностей питания, поэтому в поведении щенка преобладает пищевая реакция. Из органов чувств функционируют осязательный и обонятельный анализаторы. Исследования учени-ков академика Павлова показали, что уже с первых дней рождения у щенка могут вырабатываться условные рефлексы на запах и тактильные (осязательные) раздражители; таким образом, щенок способен «научиться» различать запахи, связанные с телом его матери или пищей (молоком), от других запахов, способен отличать тепло от холода и т.д. Позднее, в возрасте 12–14 дней у щенка прорезываются глаза и открываются наружные слуховые проходы. В этот период у него могут вырабатываться условные рефлексы на зрительные и звуковые раздражители. Но деятельность центральной нервной системы еще недостаточно дифференцирована. Напри-мер, удаление мозжечка у слепых щенков, а также у щенков в возрасте 12–15 дней не влияет на их движение, в то время как удаление мозжечка в 15–30-дневном возрасте нарушает движение.

Двигательный аппарат щенка (нервно-мышечная система) развит слабо. Вначале щенок может лишь ползать и для него характерен сосательный рефлекс и так называемый «молочный шаг» (примитивные движения лап при сосании, массирующие соски матери). К концу этого периода развивается лакательный рефлекс, щенок начинает ходить, а затем бегать. Появляется рефлекс посадки, присаживания при мочеиспускании, определенное положение при лежании и сне и т.д. В этот период развития щенок должен находиться под сукой-матерью.

В молочный период у щенка прорезаются зубы и усиливается рост трубчатых костей. Его отнимают от суки-матери и переводят на самостоятельное кормление. Развитие коры головного мозга и анализаторов (орга-нов чувств) достигает такой степени, что становится возможной выработка условных рефлексов на различные раздражители, с которыми соприкасается щенок. В центральной нервной системе преобладает процесс возбуждения; дифференцировочное торможение еще недостаточно. В этот период условные рефлексы вырабатываются у щенка тем скорее и прочнее, чем старше его возраст. Деятельность всех анализаторов (обоняние, слух, зрение, кожно-мышечное ощущение) приобретает все большее биологическое значение. Это содействует приспособлению щенка к условиям среды. Все больше начинает проявляться ориентировочный рефлекс (по определению Павлова, рефлекс «что такое»). Приобретается пространственная ориентация, ориентировка переходит из формы «обыска местности» (беспорядочное движение в различных направлениях) в форму «ориентировки в направлении» (щенок принюхивается, прислушивается, осматривается, пользуясь для ориентировки уже знакомыми раздражителями). Продолжается дифференциация двигательных реакций: бег, прыжки, лазание и т.п.

В этот период должно начинаться систематическое воспитание щенка.

В предполовой период происходит смена молочных зубов на постоянные, начинает формироваться тип высшей нервной деятельности и «характер» собаки, а также конституция и экстерьер. Усиливается деятель-ность коры головного мозга и анализаторов, посредством которых головной мозг устанавливает все более тес-ную связь с окружающей средой. В связи с этим начинает усиленно проявляться ориентировочная реакция, выражающаяся в «любопытстве» и интересе к новым раздражителям. Характерная особенность проявления ориентировочной реакции в этот период состоит в том, что она весьма легко переключается в проявление «рефлекса первичной естественной осторожности» (щенячья робость и трусость). В то же время щенки начинают все лучше дифференцировать людей и проявляют привязанность к определенным лицам.

В связи с развитием анализаторов появляется четкая дифференцировка на раздражители окружающей среды. Двигательный аппарат обеспечивает проявление; хорошего координирования действий и движений. Наблюдается интенсивно выраженный «игровой рефлекс», а также начинает проявляться оборонительная реакция в активной форме (вначале в отношении щенков друг к другу во время игры, а затем и к посторонним людям). К концу этого периода намечаются первые признаки полового различия в телосложении и поведении. Воспитательная работа с животными в этот период наиболее ответственна.

Период полового созревания характеризуется все возрастающим проявлением половых реакций. По особенностям поведения щенки все более приближаются к взрослым собакам. Наступает резко выраженная дифференцировка в половом отношении. Оформляются тип высшей нервной деятельности и «характер». В на-чале этого периода происходит значительное изменение в деятельности всего организма; нервная система легко поддается различным перенапряжениям, в результате которых возникают срывы нервной деятельности. Это необходимо учитывать во время дрессировки. Только на основе правильного кормления, содержания, воспитания и заботливого ухода, неразрывно связанных между собой, можно рассчитывать получить в дальнейшем полноценную служебную собаку.

С момента появления щенков на свет на протяжении 30–35 дней (подсосный период) забота о их выра-щивании почти целиком ложится на мать. Она кормит их, согревает своим телом, содержит в чистоте, убирает за ни» ми. Особенно это проявляется в первую половину подсосного периода, когда щенки, как правило, пита-ются исключительно материнским молоком.

Как только щенки будут отняты от матери, вся забота о их дальнейшем выращивании и воспитании ло-жится на владельцев.

Щенку, отнятому от матери и попавшему в новую обстановку, требуется много ласки, внимания, заботы. Его по возможности не следует оставлять без присмотра.

Главным условием правильного выращивания щенка является соблюдение рациона кормления. Это особенно важно для щенков в возрасте до двух–двух с половиной месяцев, когда наблюдается наиболее бурный рост и особенно велико суточное прибавление в весе.

Пища щенка должна быть малообъемной, но питательной. В ней должно содержаться достаточное коли-чество белков, жиров, углеводов, минеральных солей и витаминов, необходимых для нормального развития организма.

Примерный дневной рацион щенков служебных пород, а также количество кормежек в день приводятся в таблицах, разработанных Московским городским клубом служебного собаководства ДОСААФ (члены этого клуба ежегодно выращивают свыше 1500 щенков, качество поголовья собак признано одним из лучших в Сою-зе).

Указанные режим и рацион… Продолжение »

Конструктор сайтовuCoz