ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК
Говоря о дрессировке служебных собак, нельзя не сказать о большой роли, которую играет их регуляр-ная и целенаправленная тренировка.
Тренировка неразрывно связана с дрессировкой, дополняет ее и обеспечивает четкие действия собаки даже тогда, когда собака уже работает по какому-нибудь виду службы.
Необходимость тренировки вызывается тем, что условные рефлексы, приобретенные в процессе дресси-ровки, могут постепенно угасать, как бы «забываться» собакой. В первую очередь угасают недостаточно отра-ботанные и недостаточно закрепленные рефлексы, а также рефлексы, редко используемые на практической работе.
В процессе тренировки навыки, привитые собаке, не только поддерживаются на определенном уровне, но совершенствуются и усложняются. В этот период вводятся более сложные отвлекающие раздражители, со-баку постепенно втягивают в продолжительную работу и приучают к требованиям практической работы.
Регулярные тренировки, проводимые наряду с использованием собаки на практической работе, способ-ствуют установлению более тесного контакта и развивают у собаки прочную привязанность к своему хозяину.
Чтобы добиться положительных результатов, дрессировщик должен регулярно проводить тренировку собаки по заранее продуманному плану. Для этого необходимо хорошо знать, изучая еще в процессе дресси-ровки, положительные и отрицательные особенности поведения собаки и степень отработки у нее каждого на-выка.
Необходимость тренировки собак, которых уже используют на практической работе, вызывается рядом причин. В зависимости от индивидуальных особенностей поведения и подготовки, у одних собак нужно под-держивать заинтересованность в работе, у других совершенствовать какой-либо навык в более сложных усло-виях и при наличии более сильных отвлекающих раздражителей, у третьих поддерживать на определенном уровне приобретенные навыки (особенно это важно в случае перерывов в работе).
По проведению тренировок трудно дать общие рекомендации, так как каждая служба имеет свою специ-фику. Поэтому мы остановимся на основных моментах, имеющих первостепенное значение для общего курса дрессировки и каждой службы в отдельности.
Главные требования при тренировке собак, используемых во всех службах: постепенное введение раз-личных усложнений и более сильных отвлекающих раздражителей; введение усложнений только после четкого выполнения требуемого навыка в менее сложных условиях; построение тренировочных занятий таким образом, чтобы все время сохранялась повышенная активность и заинтересованность животных в работе; приближение занятий к условиям практической работы.
Общий курс дрессировки. Основной целью тренировки служебных собак по приемам общего курса дрессировки является дальнейшее закрепление привитых навыков, отработка большей четкости и безотказно-сти выполнения требуемых действий в усложненной обстановке, близкой к условиям практической работы.
Тренировочные занятия нужно совмещать с работой собаки по специальности, а затем с кормежкой и прогулками.
При проведении занятий особое внимание следует обратить на четкость и безотказность выполнения то-го или иного приема по первой команде или жесту. Этому будет способствовать периодический переход к заня-тиям на поводке с применением после поданной команды соответствующего безусловного раздражителя.
Караульная служба. Регулярная тренировка караульных собак необходима для закрепления навыков, привитых им в процессе дрессировки, а также для их совершенствования и приучения животных к практиче-ским условиям работы.
Особое внимание следует обращать на выработку у собаки длительной настороженности, реакции на малейшие шумы и шорохи, активного лая в случае приближения постороннего человека к охраняемому объекту; при попытке постороннего проникнуть на объект собака должна нападать на злоумышленника и задерживать его.
Известно, что собака работает лучше, если она закреплена за определенным постом. Здесь же на посту проводятся и тренировочные занятия, в процессе которых собака «изучает» особенности охраняемого объекта, знакомится с различными повседневными раздражителями, не связанными с её работой, и постепенно переста-ет на них реагировать.
Тренировочные занятия должны проводиться регулярно с таким расчетом, чтобы каждый необходимый навык отрабатывался не реже двух раз в неделю по методике, изложенной в главе «Караульная служба».
В процессе занятий целесообразно вводить отработку навыка конвоирования задержанного человека, а также обыск небольшого участка местности с целью обнаружить укрывшихся на нем людей.
Защитно-караульная служба. Защитно-караульная собака должна защищать своего хозяина. Поэтому вся подготовка основана на развитии у нее активно-оборонительной реакции.
У собаки развивают злобность и недоверчивое отношение к посторонним людям, но в то же время от нее требуется четкая дисциплина, позволяющая хозяину уверенно руководить ее поведением.
Поэтому на тренировочных занятиях должны отрабатываться и совершенствоваться приемы общего курса дрессировки, особенно прекращение нежелательных действий, подход, движение рядом, посадка, укладка, возвращение на место, выдержка в различных положениях и т п.
Занятия следует проводить одновременно с тренировкой по специальным приемам. Для этого рекомен-дуется использовать прогулки с собакой, перенося их постепенно в более многолюдные места с наличием раз-личных отвлекающих раздражителей.
Необходимость систематической тренировки специальных навыков вызывается тем, что в действитель-ной обстановке собаке приходится редко «вспоминать» эти навыки и они могут постепенно угасать. В резуль-тате в нужный момент собака не сможет предупредить нападение на хозяина, позволят постороннему человеку взять охраняемую вещь или примет корм из чужих рук, т.е. фактически она будет непригодна к работе.
Поэтому дальнейшее совершенствование в усложненных условиях навыков, основанных на развитии ак-тивно-оборонительной реакции, особенно необходимо.
Тренировка собаки по четкости выполнения приемов общего курса совмещается с развитием злобности, недоверчивого отношения к посторонним людям. Занятия нужно проводить с таким расчетом, чтобы собака проявляла агрессивную реакцию лишь в случае нападения на нее или на хозяина, а также при попытке посто-роннего человека взять вещь, которую ей поручено охранять.
Поэтому дрессировщик должен особенно внимательно наблюдать за поведением собаки, пресекая ма-лейшие попытки к проявлению ненужной агрессии на проходящего человека. В то же время после поданной команды «Фасс-> или при неожиданном нападении на дрессировщика нужно всемерно возбуждать у собаки большую активность.
Эти занятия необходимо разнообразить, вводя различные отвлекающие раздражители и элементы, ус-ложняющие условия работы. Большую роль для развития злобности, недоверия и проявления настороженности на каждого постороннего человека играет частая смена помощников.
Розыскная служба. Эта служба является наиболее сложной, трудоемкой и требует отработки значительно большего количества специальных навыков.
Главное использование розыскной собаки заключается в работе по следу. Кроме того, в курс ее дресси-ровки входят все специальные навыки защитно-караульной службы и требуется отработка навыка сторожовки, входящей в курс сторожевой службы. Поэтому розыскную собаку необходимо повседневно тренировать.
Тренировочные занятия целесообразно проводить комплексно, не отрывая одну специальную работу от другой, включая также и приемы общего курса. Основное внимание нужно обращать на работу собаки по сле-ду; это обеспечит систематическую тренировку ее чутья.
При проработке собакой следа в действительной обстановке обязательно встретятся условия, услож-няющие работу. Поэтому в процессе тренировки необходимо постепенно вводить новые усложнения отрабо-танных навыков.
Во время тренировки нужно увеличивать протяженность следа; удлинять промежуток времени между прокладкой следа помощником и пуском собаки, стараясь добиться проработки следа, проложенного 6–7 часов назад; усложнять климатические условия – переключать собаку на поиск в жаркую погоду, во время дождя или после него, в зимних условиях и т.п.; прокладывать след с перерывами, чтобы при потере следа собаку можно было послать на обыск местности. След может прерываться из-за наличия водной преграды, участков неблагоприятной почвы и т п.
На тренировочных занятиях дрессировщик обязан всячески помогать собаке, направляя ее при необхо-димости в сторону следа.
Ездовая собака. Систематическая тренировка ездовых собак способствует улучшению работы упряжки. При этом собаки лучше привыкают друг к другу. Благодаря тому, что работа упряжки переносится в места, где имеются различные отвлекающие раздражители, условия занятий приближаются к действительной обстановке. В результате правильной тренировки собаки втягиваются в работу и становится все более выносливыми.
Проводя повседневную тренировку, нельзя перегружать животных. После нескольких дней работы на большую дистанцию, а также после дальнего однодневного пробега необходимо давать собакам отдых.
Тренировка собак, предназначенных для буксировки лыжника, проводится по такому же принципу. Раз-ница заключается лишь в том, что у собак, буксирующих лыжника, необходимо четко отработать остановки и особенно повороты, а у собак, работающих в упряжке, этот прием требуется главным образом от вожака или головной пары.
Служба подноса легких грузов, так же как аналогичная ей служба связи, отличается двумя специфиче-скими особенностями: собака имеет двух хозяев (вожатых), к которым она должна быть привязана в одинако-вой мере; после посыла на пост она уходит из поля их зрения.
Тренировку собак этой службы нужно проводить с учетом указанных особенностей (главным образом это касается правильного отношения вожатых к собаке).
Чтобы повысить качество работы собаки, следует как можно чаще менять маршруты пробега, – это будет способствовать развитию у собаки лучшей ориентировки. Тренировка собак этой службы должна проводиться не реже двух раз в неделю. Для усложнения нужно вводить различные отвлекающие раздражители, проводить тренировку на открытой, закрытой и пересеченной местности, в разную погоду и различное время суток. Постепенно можно увеличивать количество рейсов в одно занятие и время выдержки между ними.
При переходе к ночным занятиям дистанцию пробега сокращают, а затем постепенно увеличивают. В ночное время у собаки обычно усиливается стремление к поиску вожатого и повышается работоспособность. Это объясняется обострением слуха и обоняния, а также меньшим количеством отвлечений.
Глава X
МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ К ПРАКТИЧЕСКИМЗАНЯТИЯМ ПО ДРЕССИРОВКЕ СЛУЖЕБНЫХ СОБАК
Успех дрессировки зависит от правильной методической организации практических занятий. На этих за-нятиях вожатые получают навыки, необходимые при подготовке собак по общему и специальному курсу.
Дрессировка собак осуществляется двумя способами: путем инструкторско-методических занятий во время групповых упражнений на дрессировочных площадках и индивидуальной работой с каждой собакой.
Инструкторский состав ДОСААФ не может повседневно контролировать дрессировку собак, подготав-ливаемых индивидуальным путем. Поэтому особенно ответственны занятия, проводимые под руководством инструкторов на дрессировочных площадках. Здесь они не только наглядно разъясняют методику и технику проработки того или иного приема дрессировки, но дают каждому любителю-собаководу посильные задания по дрессировке собаки в домашних условиях.
Организационно-методическая подготовка к занятиям должна начинаться с укомплектования учебных групп. В одну учебную группу рекомендуется брать не больше 10–12 собак примерно одного возраста (пус-тующих сук допускать к занятиям нельзя). Собак, прошедших дрессировку (например, общий курс), объединя-ют в отдельную группу.
Занятия этой группы должны строиться на совершенствовании отработанных навыков и дрессировке со-бак по какой-либо специальной службе.
Прежде чем начинать дрессировку, нужно приучить собак друг к другу, затормозить у них агрессивную реакцию. Для этого необходимо проводить совместное выгуливание собак одной группы, своевременно пресе-кая агрессивную реакцию собак друг на друга и их попытки к излишней игре.
Такое выгуливание вначале следует проводить на коротких поводках. Занятие каждой учебной группы необходимо проводить отдельно от других групп, не допуская присутствия посторонних людей. Дрессировку нужно начинать в легких условиях, добиваясь четкого и безотказного выполнения команд и жестов дрессиров-щика. Рекомендуется параллельно отрабатывать несколько приемов.
Инструкторы должны тщательно готовиться к каждому занятию по дрессировке, знакомиться с програм-мой и расписанием занятий, это позволит определить тему, цель, содержание занятия, правильно рассчитать время и удачно выбрать место для занятия. Инструктор проводит занятие, руководствуясь соответствующими разделами учебного пособия. Для наглядности инструктор показывает технику проработки того или иного приема дрессировки на своей собаке. Если у него нет своей собаки, можно выбрать в каждой учебной группе две-три собаки, которые под руководством инструктора будут выполнять те или иные действия.
В плане занятия обязательно должны быть указаны: тема, цель и метод проведения занятия, его матери-альное обеспечение и необходимые учебные пособия. Здесь же нужно привести перечень учебных вопросов, прорабатываемых на данном занятии. Примерный план одного занятия приведен ниже.
ПЛАН
проведения занятия по общему курсу дрессировки с 1-й учебной группой 25 июля 1957 г.
1. Тема занятия: Приучение собак к укладке по команде и закрепление ранее отработанных навыков – 2 часа.
2. Цель занятия: 1) дать вожатым знания и навыки, необходимые для проработки с собакой приема ук-ладки; 2) выработать у собаки первоначальный условный рефлекс на команду «Лежать»: 3) добиться четкого выполнения ранее отработанных навыков на групповом занятии.
3. Метод проведения и место занятия. Групповые упражнения на дрессировочной площадке
4. Материальное обеспечение: Для показа упражнений – собака Аза (владелец Родимов), короткие и длинные поводки, один строгий ошейник.
Учебное пособие: Собаковод любитель, изд. ДОСААФ, 1955 г., стр. 85–87.
5. Учебные вопросы и расчет времени:
а) Проверка задания – 20 мин.
б) Методические указания к проработке приема «укладка собаки» – 15 мин.
в) Групповые упражнения по приучению собаки к укладке из положения посадки – 15 мин.
г) Перерыв; выгуливание собак – 10 мин.
д) Групповые упражнения по отработке навыков: подход к вожатому, движение рядом, посадка и уклад-ка – 20 мин.
е) Проверка усвоения – 45 мин.
ж) Разбор занятия – 10 мин.
з) Задание – 5 мин.
Перед каждым практическим занятием необходимо выгулять собак (5–10 мин.). После этого следует вы-строить группу в одну шеренгу и приступить к проверке задания. Для этого инструктор поочередно вызывает из группы трех-четырех вожатых с собаками. По указанию инструктора они отходят на несколько шагов от группы и вожатые (согласно заданию) заставляют своих питомцев выполнять те или иные упражнения. При этом вожатые не ограничиваются только показом работы, но и разъясняют методику проработки приемов дрессировки.
После проверки задания инструктор сообщает тему, таль и порядок проведения очередного занятия и объясняет методику и технику выполнения вновь прорабатываемого приема дрессировки. Рассказ инструктора сопровождается показом всех действий на собаке. Затем одному-двум вожатым предлагают повторить показанные действия на своих собаках. После этого начинаются групповые упражнения, выполняемые по командам инструктора.
В групповых упражнениях могут прорабатываться все приемы общего курса дрессировки. Вожатые вы-страиваются в одну шеренгу на расстоянии четырех-пяти шагов друг от друга (собак с агрессивной реакцией друг на друга следует ставить в различные места). Вначале они держат собак на коротких поводках, затем переходят к работе на длинных поводках, а впоследствии и без поводков.
Место вожатых с собаками в группе должно быть постоянным для всех занятий.
Для отработки выдержки у собак в различных положениях инструктор подает команду: «От собак на (столько-то) шагов, прямо (вправо, влево) вперед шагом (или бегом) марш!».
Прежде чем отойти от собаки, каждый вожатый подает ей соответствующую команду («Сидеть», «Ле-жать» и т.п.) и, отойдя, продолжает следить за собакой. Если собака пытается нарушить выдержку, нужно по-дать команду в угрожающей интонации; если необходимо вернуться к собаке и заставить ее принять опреде-ленное положение, вожатый, отойдя, обязательно поворачивается лицом к собаке.
Для управления поведением собак на расстоянии инструктор подает команду: «Справа (слева) поочередно по команде (жесту) положить (поставить) собак!» После команды инструктора вожатые, если необходимо, называют кличку своих собак и подают соответствующие команды (жесты). Для возвращения к собакам подается команда «К собакам шагом (бегом) марш», после которой вожатые возвращаются к своим питомцам и поощряют их.
Если собака не выполняет команду или жест, поданные на расстоянии, вожатый должен подойти к ней, не дожидаясь команды инструктора, и заставить ее выполнить требуемое действие. Если собака срывает вы-держку и подбегает к дрессировщику, нужно взять ее за поводок и легкими рывками, сопровождаемыми коман-дой «Место» – «Сидеть» («Место» – «Лежать» и т.д.), поданной в угрожающей интонации, вернуть собаку на место. На подачу аппортировочного предмета при групповом занятии собак посылают поочередно.
Во время групповых упражнений вожатые с собаками движутся в колонне по одному. Движение начина-ется по команде инструктора «Шагом марш». Прежде чем начать движение, вожатые обязаны подать собакам команду «Рядом» (также поступают и при необходимости изменить направление движения).
Для проверки и тренировки собак по общему курсу дрессировки можно успешно использовать группо-вые занятия по кругу; занятия на кругу рекомендуется чередовать с занятиями в одну шеренгу. Для этого по команде инструктора «По кругу шагом марш» вожатые с собаками движутся в колонне по одному, постепенно увеличивая интервалы, замыкают круг диаметром в 30–50 м и затем двигаются (или останавливаются) по его окружности. Интервалы между вожатыми устанавливает инструктор, находящийся в центре круга. Занятия по кругу позволяют инструктору замечать и исправлять ошибки вожатых, кроме того, они приучают собак меньше отвлекаться друг на друга.
При наличии соответствующих условий (достаточная величина дрессировочной площадки) рекоменду-ется чередовать групповые упражнения с индивидуальными. Для этого по команде инструктора вожатые с со-баками расходятся друг от друга на 30–50 м.
В конце занятия нужно вновь вызвать одного-двух вожатых и предложить им показать достижения соба-ки перед всей группой.
В заключение следует подвести итог занятия, сделать краткий разбор, отметить лучших дрессировщиков и указать на замеченные ошибки. После этого дается задание на дом, обеспечивающее отработку и закрепление навыков общего курса.
Индивидуальные занятия по дрессировке на дому должны проводиться регулярно не менее 30 мин. в день. Начинать их рекомендуется до кормления или через 2 часа после него. Лучшим временем являются ран-ние утренние часы.
Первоначальные упражнения по дрессировке нужно проводить в спокойных условиях, в обстановке, хо-рошо знакомой собаке (квартира, двор и т.д.). Постепенно условия работы собаки необходимо усложнять. С этой целью рекомендуется ходить с собакой в людные места (бульвары, парки, улицы и т.д.) и начинать каждое занятие с небольшой прогулки в новом для собаки месте. При проявлении пассивно-оборонительной реакции нужно успокоить собаку лаской, дачей лакомства, восклицанием «Хорошо» и, если необходимо, отвлечь ее игрой. В случае проявления активно-оборонительной реакции, а также при различных нежелательных действиях следует использовать запрещение (команда «Фу»).
В летнее время для занятий с собакой рекомендуется выезжать за город, совмещая дрессировку с дли-тельными прогулками и купанием собаки.
Во время дрессировки необходимо соблюдать принцип постоянства сигналов (команд, жестов) и не за-бывать поощрять собаку за правильное выполнение действия.
Дрессировку по специальным приемам можно начинать лишь после того, как у собаки будут закреплены навыки, дисциплинирующие ее поведение (подход к дрессировщику, движение рядом, посадка с выдержкой, прекращение нежелательных действий, подача предмета); еще лучше, если к этому времени общий курс дрес-сировки будет пройден в полном объеме (за исключением караульной и ездовой службы).
Специальные приемы дрессировки в основном прорабатывают путем индивидуальных упражнений. Групповые упражнения могут проводиться лишь по некоторым приемам (например, групповое занятие по раз-витию у собак злобности, первоначальная дрессировка по ездовой службе).
Для специальной дрессировки требуются разнообразные условия (особенно для дрессировки защитно-караульных и розыскных собак) Но и на дрессировочной площадке с успехом может быть отработан ряд специальных приемов (выборка вещи, выборка человека с вещи, охрана вещи, развитие злобности, задержание и конвоирование).
Приучение собак к следовой работе, обыску местности буксировке лыжника, ездовой службе необходи-мо проводить при различных условиях (днем и ночью при любой погоде, на различном почвенном и снежном покрове и т.д.).
Инструкторский состав должен особенно тщательно подготавливаться к проведению занятий по специ-альной дрессировке. Большое внимание следует уделять выбору места для занятия, материальному обеспече-нию, подбору помощников. Перед каждым занятием помощников нужно хорошо проинструктировать.
Примерный план проведения занятия
по специальному курсу дрессировки с 3-й учебной группой 1 сентября 1957 г.
1. Тема. Приучение собаки к обыску местности – 4 часа.
Занятие. Выработка у собаки навыка на зигзагообразный поиск предметов.
Цель занятия. Дать вожатым знания, необходимые для умелого приучения собак к обыску местности. Выработать у собак условный рефлекс на команду «Ищи» и зигзагообразный обыск местности.
2. Метод проведения и место занятия. Индивидуальные упражнения на опушке Ивановского леса.
3. Материальное обеспечение: Аппортировочные предметы, длинные поводки, лакомство; для показа упражнений – собака Рекс (владелец Дедова).
Обеспечить явку двух помощников.
4. Учебное пособие: «Служебная собака», изд. Сельхозгиз, стр. 347–349.
5. Учебные вопросы и расчет времени:
а) Методические указания и проработка приема «обыск местности», сопровождаемая показом действий собаки – 20 мин б) Разбивка участков местности для индивидуальных упражнений с собаками – 20 мин.
в) Указания о последовательности работы собак – 10 мин.
г) Подготовительная работа помощников – 20 мин.
д) Индивидуальные упражнения вожатых с собаками под руководством инструктора – 1 час 30 мин.
е) Разбор занятия со всей группой – 10 мин.
ж) Задание – 10 мин.
Примечание. Вожатые, пропустившие собак на обыск местности, проводят тренировку по общим прие-мам.
Чтобы лучше изучить поведение собак в процессе дрессировки, каждому дрессировщику-вожатому ре-комендуется вести дневник. В нем отмечается число, месяц, время, состояние погоды и место занятия, дается перечень отработанных приемов, краткая характеристика метода их проработки (вкусопоощрительный, контрастный и т.д.), особенности поведения собаки и результаты, достигнутые на данном занятии. Такой дневник облегчает анализ проведения дрессировки, делает доступным индивидуальный подход к собаке и
ТРЕНИРОВКА СЛУЖЕБНЫХ СОБАК
Говоря о дрессировке служебных собак, нельзя не сказать о большой роли, которую играет их регуляр-ная и целенаправленная тренировка.
Тренировка неразрывно связана с дрессировкой, дополняет ее и обеспечивает четкие действия собаки даже тогда, когда собака уже работает по какому-нибудь виду службы.
Необходимость тренировки вызывается тем, что условные рефлексы, приобретенные в процессе дресси-ровки, могут постепенно угасать, как бы «забываться» собакой. В первую очередь угасают недостаточно отра-ботанные и недостаточно закрепленные рефлексы, а также рефлексы, редко используемые на практической работе.
В процессе тренировки навыки, привитые собаке, не только поддерживаются на определенном уровне, но совершенствуются и усложняются. В этот период вводятся более сложные отвлекающие раздражители, со-баку постепенно втягивают в продолжительную работу и приучают к требованиям практической работы.
Регулярные тренировки, проводимые наряду с использованием собаки на практической работе, способ-ствуют установлению более тесного контакта и развивают у собаки прочную привязанность к своему хозяину.
Чтобы добиться положительных результатов, дрессировщик должен регулярно проводить тренировку собаки по заранее продуманному плану. Для этого необходимо хорошо знать, изучая еще в процессе дресси-ровки, положительные и отрицательные особенности поведения собаки и степень отработки у нее каждого на-выка.
Необходимость тренировки собак, которых уже используют на практической работе, вызывается рядом причин. В зависимости от индивидуальных особенностей поведения и подготовки, у одних собак нужно под-держивать заинтересованность в работе, у других совершенствовать какой-либо навык в более сложных усло-виях и при наличии более сильных отвлекающих раздражителей, у третьих поддерживать на определенном уровне приобретенные навыки (особенно это важно в случае перерывов в работе).
По проведению тренировок трудно дать общие рекомендации, так как каждая служба имеет свою специ-фику. Поэтому мы остановимся на основных моментах, имеющих первостепенное значение для общего курса дрессировки и каждой службы в отдельности.
Главные требования при тренировке собак, используемых во всех службах: постепенное введение раз-личных усложнений и более сильных отвлекающих раздражителей; введение усложнений только после четкого выполнения требуемого навыка в менее сложных условиях; построение тренировочных занятий таким образом, чтобы все время сохранялась повышенная активность и заинтересованность животных в работе; приближение занятий к условиям практической работы.
Общий курс дрессировки. Основной целью тренировки служебных собак по приемам общего курса дрессировки является дальнейшее закрепление привитых навыков, отработка большей четкости и безотказно-сти выполнения требуемых действий в усложненной обстановке, близкой к условиям практической работы.
Тренировочные занятия нужно совмещать с работой собаки по специальности, а затем с кормежкой и прогулками.
При проведении занятий особое внимание следует обратить на четкость и безотказность выполнения то-го или иного приема по первой команде или жесту. Этому будет способствовать периодический переход к заня-тиям на поводке с применением после поданной команды соответствующего безусловного раздражителя.
Караульная служба. Регулярная тренировка караульных собак необходима для закрепления навыков, привитых им в процессе дрессировки, а также для их совершенствования и приучения животных к практиче-ским условиям работы.
Особое внимание следует обращать на выработку у собаки длительной настороженности, реакции на малейшие шумы и шорохи, активного лая в случае приближения постороннего человека к охраняемому объекту; при попытке постороннего проникнуть на объект собака должна нападать на злоумышленника и задерживать его.
Известно, что собака работает лучше, если она закреплена за определенным постом. Здесь же на посту проводятся и тренировочные занятия, в процессе которых собака «изучает» особенности охраняемого объекта, знакомится с различными повседневными раздражителями, не связанными с её работой, и постепенно переста-ет на них реагировать.
Тренировочные занятия должны проводиться регулярно с таким расчетом, чтобы каждый необходимый навык отрабатывался не реже двух раз в неделю по методике, изложенной в главе «Караульная служба».
В процессе занятий целесообразно вводить отработку навыка конвоирования задержанного человека, а также обыск небольшого участка местности с целью обнаружить укрывшихся на нем людей.
Защитно-караульная служба. Защитно-караульная собака должна защищать своего хозяина. Поэтому вся подготовка основана на развитии у нее активно-оборонительной реакции.
У собаки развивают злобность и недоверчивое отношение к посторонним людям, но в то же время от нее требуется четкая дисциплина, позволяющая хозяину уверенно руководить ее поведением.
Поэтому на тренировочных занятиях должны отрабатываться и совершенствоваться приемы общего курса дрессировки, особенно прекращение нежелательных действий, подход, движение рядом, посадка, укладка, возвращение на место, выдержка в различных положениях и т п.
Занятия следует проводить одновременно с тренировкой по специальным приемам. Для этого рекомен-дуется использовать прогулки с собакой, перенося их постепенно в более многолюдные места с наличием раз-личных отвлекающих раздражителей.
Необходимость систематической тренировки специальных навыков вызывается тем, что в действитель-ной обстановке собаке приходится редко «вспоминать» эти навыки и они могут постепенно угасать. В резуль-тате в нужный момент собака не сможет предупредить нападение на хозяина, позволят постороннему человеку взять охраняемую вещь или примет корм из чужих рук, т.е. фактически она будет непригодна к работе.
Поэтому дальнейшее совершенствование в усложненных условиях навыков, основанных на развитии ак-тивно-оборонительной реакции, особенно необходимо.
Тренировка собаки по четкости выполнения приемов общего курса совмещается с развитием злобности, недоверчивого отношения к посторонним людям. Занятия нужно проводить с таким расчетом, чтобы собака проявляла агрессивную реакцию лишь в случае нападения на нее или на хозяина, а также при попытке посто-роннего человека взять вещь, которую ей поручено охранять.
Поэтому дрессировщик должен особенно внимательно наблюдать за поведением собаки, пресекая ма-лейшие попытки к проявлению ненужной агрессии на проходящего человека. В то же время после поданной команды «Фасс-> или при неожиданном нападении на дрессировщика нужно всемерно возбуждать у собаки большую активность.
Эти занятия необходимо разнообразить, вводя различные отвлекающие раздражители и элементы, ус-ложняющие условия работы. Большую роль для развития злобности, недоверия и проявления настороженности на каждого постороннего человека играет частая смена помощников.
Розыскная служба. Эта служба является наиболее сложной, трудоемкой и требует отработки значительн