ОБЩИЕ ПРИЕМЫ ДРЕССИРОВКИ
Дрессировка собак всегда должна начинаться с общих приемов. Благодаря этим приемам у собак выра-батываются навыки, обеспечивающие управление их поведением, устанавливается необходимый контакт с дрессировщиком, закладывается основа для специальной подготовки. Проработка большинства общих приемов дрессировки ведется также для того, чтобы установить в нервной системе собаки необходимое соотношение между процессами возбуждения и торможения. Это достигается путем выработки положительных и тормозных условных рефлексов, которые обеспечивают подчинение собаки своему дрессировщику и ее хорошее послушание («дисциплину»).
К общим приемам дрессировки относятся: 1) установление правильного взаимоотношения дресси-ровщика с собакой; 2) приучение к кличке, ошейнику и поводку; 3) подход к дрессировщику; 4) посадка; 5) движение рядом с дрессировщиком; 6) переход в свободное положение; 7) укладка; 8) стойка на месте; 9) воз-вращение на место; 10) подача брошенного предмета; 11) прекращение нежелательных действий; 12) преодоление препятствий (бума, лестницы, глухого забора, изгороди и канавы); 13) безразличие к выстрелам и другим сильным звуковым раздражителям; 14) безразличие к найденному корму; 15) подача голоса.
1. Установление правильного взаимоотношения дрессировщика с собакой
Для того чтобы начать дрессировку, дрессировщик должен прежде всего установить правильное взаимо-отношение (контакт) с собакой. Правильное взаимоотношение дрессировщика с собакой должно поддержи-ваться на всем протяжении дрессировки; оно является результатом всех воздействий дрессировщика на собаку (при кормлении, выгуливании, уходе и дрессировке).
Особо следует выделить первые пять-шесть дней, на протяжении которых дрессировщик знакомится с собакой и приучает ее к себе. Это достигается выработкой у собаки таких условных рефлексов, которые обес-печивают «доверие», а в дальнейшем и «привязанность» ее к своему дрессировщику.
В процессе приучения собаки к дрессировщику у нее вырабатываются условные рефлексы на его голос, внешний вид, особенности движений и присущий ему индивидуальный запах. В результате этого собака начи-нает постепенно отличать своего дрессировщика от других людей, проявляя к нему все большую «привязан-ность». Во время приучения собаки к дрессировщику основным безусловным раздражителем является пищевой раздражитель (пища, лакомство). Большое значение также имеют прогулки и выгуливание собаки, т.е. предос-тавление ей движения и свободы (хотя бы на длинном поводке). Правильный и регулярный уход за собакой (чистка, купание) также содействует развитию «доверия» и «привязанности» к дрессировщику.
Приучая собаку к себе, следует категорически запрещать посторонним лицам давать ей пищу или лакомство и пресекать попытки установления «дружеских» отношений. Поэтому в период приучения собаки не следует передоверять уход за ней другим людям. Дрессировщик должен сам больше бывать с собакой, чтобы быстрее установить с ней необходимый контакт. При первоначальном подходе к собаке следует быть смелым, но осторожным. Рекомендуется избегать чрезмерно ласкового, а также грубого обращения с собакой. Дрессировщик должен быть настойчивым и решительным, когда нужно заставить собаку выполнить определенное требование.
Знакомясь с собакой, следует назвать ее кличку и после этого предложить лакомство (рис. 7). Если соба-ка сразу берет лакомство, проявляя при этом признаки доверчивого отношения, следует поласкать ее и затем, используя ошейник и поводок, вывести на прогулку. Можно действовать и иначе. Хозяин, которому принадле-жала собака, может вывести ее на прогулку. В это время дрессировщик подойдет сзади и незаметно для собаки примет поводок (на злобной собаке должен быть намордник), продолжая ее выгуливать. Бывший хозяин дол-жен удалиться. Выгуливая собаку и не стесняя ее движений (в пределах поводка), дрессировщик изредка назы-вает ее кличку и дает лакомство. В период приучения злобных собак следует быть осторожным. Злобную соба-ку лучше всего содержать некоторое время на привязи или в отдельном закрытом помещении (сарае, клетке, выгуле), регулярно кормить и, как только она начнет проявлять «доверчивое» отношение, смело брать на пово-док и выводить на прогулку.
Рис. 7. Дача лакомства собаке.
Нужно быть осторожным и во время приучения трусливых собак. В этом случае (так же как и при при-учении злобных собак) нельзя допускать резких и порывистых движений, громких окриков, появляться перед собакой с хлыстом или другими предметами, которые могут ее отпугнуть. Больше следует ласкать собаку, предлагать ей лакомство и т.п. Наиболее быстро приучаются собаки с преобладающей пищевой реакцией. Со-баки с преобладающей оборонительной реакцией в активной или пассивной формах приучаются медленней, но проявляют затем большую привязанность. Приучая к себе собаку, дрессировщик должен регулярно ее кормить, выгуливать и выводить на прогулки. Выгуливать собак лучше всего в утренние и вечерние часы, до кормежки. Прогулки должны продолжаться не менее одного часа в день; в это время нужно позволить собаке бегать и резвиться, стараясь не допустить ее соприкосновения с посторонними собаками (пустующих сук следует выгуливать отдельно от кобелей).
В процессе выгуливания и прогулок у собаки вырабатывается условный рефлекс на дрессировщика, как на условный раздражитель, сигнализирующий о «возможном свободном состоянии» (выход из квартиры, клет-ки, вольера и т.д.). Это усиливает ее «привязанность» к дрессировщику.
При установлении правильного взаимоотношения дрессировщика с собакой наиболее возможны следующие ошибки: 1) чрезмерно грубое, невыдержанное обращение с собакой (резкие рывки поводком, ис-пользование хлыста, злоупотребление резкими окриками), вызывающее проявление оборонительной реакции и затрудняющее приучение собаки; 2) излишне ласковое обращение, частая и неуместная игра и т.п., выводящая собаку из «подчинения» дрессировщику; 3) робкое, боязливое и нерешительное обращение с собакой, вызы-вающее у нее недоверие и настороженность.
2. Приучение к кличке, ошейнику и поводку
Приучение собаки к определенной кличке, как условному раздражителю, имеет большое значение. Кличка помогает управлять поведением собаки во всех случаях, когда дрессировщику необходимо привлечь ее «внимание».
Кличка является в дрессировке первым условным раздражителем, используемым при установлении кон-такта дрессировщика с собакой. Собака должна реагировать на кличку быстро и четко. При дрессировке кличка должна предшествовать какой-либо команде лишь в тех случаях, когда собака отвлекается от дрессировщика или тогда, когда нужно усилить ее внимание. Целесообразно также иногда использовать кличку при групповых занятиях, когда собака отвлекается на других собак.
Для клички может быть использовано любое короткое, звучное слово (кроме человеческих имен). При-учать собаку к кличке следует с самого раннего возраста. Во время приучения собаки к новому владельцу или дрессировщику этот прием следует повторять, а если неизвестна ее старая кличка, приучать к новой.
Приучение собаки к кличке лучше всего начинать во время кормления. Держа в руках посуду с пищей, дрессировщик должен подойти к собаке, остановиться от нее в четырех-пяти шагах и произнести два-три раза кличку животного в ласковой интонации. После этого он дает собаке пищу и снова два-три раза повторяет кличку. Так следует поступать перед кормлением и в дальнейшем, – это укрепит условный рефлекс на кличку. Кроме пищи, можно использовать «лакомство». Для этого, произнося кличку собаки, дрессировщик показывает «лакомство» и дает его подошедшей собаке. С таким же успехом можно использовать оглаживание и восклица-ние «Хорошо». Во время занятий кличку собаки следует произносить четко и в основном в приказной интона-ции.
Основными возможными ошибками дрессировщика в период приучения собаки к кличке являют-ся: 1) слишком резкое и громкое название клички, способное вызвать, особенно у молодой собаки, проявление «робости» и «боязни»; 2) злоупотребление кличкой без подкрепления ее лакомством или оглаживанием. В этом случае собака перестает реагировать на кличку. Если кличку слишком часто произносить перед другими ко-мандами, у собаки может появиться нежелательная связь и она начнет выполнять команды только после клич-ки.
Во время приучения к ошейнику и поводку у собаки вырабатывается безразличное отношение к ошейнику и к тому, что поводок ограничивает ее движения. Ошейник служит для прикрепления поводка или цепи. Он должен быть прочным и соответствовать размерам шеи собаки. Считается, что ошейник надет пра-вильно, если под него можно свободно просунуть не более двух пальцев (указательный и средний).
Приучение к ошейнику и поводку лучше всего сочетать с выгуливанием. Дрессировщик, называя кличку собаки, надевает ей ошейник и отвлекает игрой и лакомством. Через 3–5 мин. (особенно, если собака начинает проявлять беспокойство) ошейник следует снять. Как только собака успокоится, его надевают вновь. Это уп-ражнение повторяют два-три раза.
Когда собака привыкнет к ошейнику, ее следует приучать к поводку. Отвлекая собаку игрой и лакомст-вом, дрессировщик пристегивает к ошейнику поводок и снова отвлекает собаку игрой, не стесняя ее движений.
Затем следует взяться за конец поводка и начать прогулку с собакой, пуская ее свободно (приучение к свободному движению на поводке). Как только собака привыкнет ходить на поводке, его нужно легко натянуть и ограничить темп движения собаки. Пройдя таким образом 30–40 м, следует огладить собаку и дать лакомство. Это упражнение рекомендуется повторить два-три раза.
Если собака, взятая на поводок, проявляет пассивно-оборонительную реакцию, нужно левой рукой при-держать собаку за поводок (вблизи ошейника), а в правую руку взять лакомство и, показывая его собаке, дви-гаться вперед. Собака будет двигаться за лакомством. Через 10–15 шагов следует дать ей лакомство, а затем вновь идти дальше. Как только собака привыкнет к движению на коротком поводке, нужно приучать ее к длин-ному поводку, используя для этого время выгуливания. Упражнения на коротком поводке продолжают повто-рять.
При дрессировке используются короткие (до 2 м) и длинные (до 10 м) тесмянные или веревочные повод-ки.
Во время дрессировки поводок играет роль «механического раздражителя», посредством рывков которо-го в дальнейшем воздействуют на собаку.
К основным возможным ошибкам при проработке этого приема относятся: 1) применение команды «Рядом» и рывков с самого начала приучения собаки к поводку. Подобные действия усиливают «боязнь» по-водка и вызывают «недоверие» к дрессировщику; 2) использование поводка вместо хлыста, вызывающее дли-тельную и стойкую пассивно-оборонительную реакцию на поводок и боязнь дрессировщика, держащего пово-док; 3) слишком свободное или слишком тугое надевание ошейника. В первом случае собака легко сбрасывает его через голову, во втором он стесняет дыхание собаки, что снижает ее работоспособность.
3. Подход собаки к дрессировщику
Назначение этого приема – выработать у собаки стойкий навык подхода к дрессировщику как из свободного состояния, так и из других положений (посадки, укладки и т.п.).
По первой команде или жесту собака должна быстро подбежать к дрессировщику, обойти справа и сесть у его левой ноги. Проработка этого приема производится одновременно с приучением собаки к принятию сво-бодного состояния, а в дальнейшем тесно увязывается с другими приемами. Безотказный и быстрый подход собаки к своему дрессировщику по команде или жесту является показателем хорошего контакта между дресси-ровщиком и собакой. Навык этот имеет большое значение для подачи предмета, возвращения собаки на место, обыска местности и т.д.
В качестве основных условных раздражителей используются команда «Ко мне» и жест: резкое опускание на бедро правой руки, поднятой в сторону до уровня плеча. Вспомогательными условными раздражителями являются вид лакомства, кличка собаки и поощряющее восклицание «Хорошо». Безусловными раздражителями служат лакомство, оглаживание, подтягивание собаки, рывки поводком.
Навык этот, как правило, отрабатывается с помощью вкусопоощрительного метода.
Дрессировщик выводит собаку на коротком поводке на место занятия, остановившись, подает собаке ко-манду «Гуляй» и предоставляет ей возможность отойти от себя на всю длину поводка. При этом конец поводка он берет в левую руку, а в правой руке держит лакомство. После небольшой выдержки он привлекает внимание собаки кличкой, произносит команду «Ко мне» и, показывая лакомство на ладони правой руки, побуждает со-баку подойти к себе. Подход собаки поощряется лакомством, восклицанием «Хорошо» и оглаживанием. Как только собака начнет быстро подходить к дрессировщику, кличку следует использовать только в случае отвле-чения; дальнейшие упражнения нужно проводить на длинном поводке.
Если собака подходит вяло и медленно, нужно быстро отбежать несколько шагов назад, повторяя при этом команду «Ко мне».
Как только собака начнет подходить по команде «Ко мне», ее следует приучить к обходу дрессировщика справа и посадке у левой ноги. Для этого дрессировщик берет в правую руку лакомство, показывает собаке, отводит руку за спину и быстро перекладывает лакомство в левую руку, привлекая собаку к своему левому бедру. После этого он отдает лакомство собаке (рис. 8). Если собака забегает вперед, следует левой рукой заставить ее принять правильное положение и только после этого дать лакомство. После того как собака начнет быстро обходить дрессировщика справа и останавливаться у его левой ноги, следует приучить ее к посадке. Для этого, прежде чем дать собаке лакомство, дрессировщик, используя команду «Сидеть», заставляет ее сесть и только после этого дает лакомство и оглаживает. Неправильную посадку (выдвижение вперед, занесение зада в сторону и т.д.) нужно сразу исправлять и только после этого поощрять собаку.
Приучать собаку подходить по жесту можно после того, как на команду «Ко мне» выработается четкий условный рефлекс и она будет подходить к дрессировщику по первой звуковой команде. К жесту лучше всего приучать из положения посадки или укладки. Посадив или положив собаку на расстоянии длинного поводка и сделав выдержку, дрессировщик подает жест, а затем команду «Ко мне».
Рис. 8. Приучение собаки к обходу дрессировщика при подходе.
После ряда повторений жеста с одновременной командой «Ко мне» у собаки устанавливается условный рефлекс и на жест.
Собака должна подходить к дрессировщику только после опускания руки, но не тогда, когда рука поднята. Для этого нужно внимательно следить за собакой и предупреждать ее преждевременный подход соответствующей командой («Сидеть», «Лежать» и т.д.). Подняв и вытянув руку, дрессировщик дает собаке несколько секунд выдержки и только после этого опусканием руки к правому бедру подзывает ее (рис. 9).
Не следует долгое время применять жест и команду вместе, это может выработать у собаки нежелатель-ную связь и она приучится подходить только при подкреплении команды «Ко мне» жестом или при подкрепле-нии жеста командой. Применять жест и команду одновременно можно лишь в тех случаях, когда необходимо усилить воздействие дрессировщика на собаку (например, при отвлечении собаки, в случае невыполнения под-хода по первой команде и т.д.).
Рис. 9. Подзыв собаки по жесту.
После того как собака приучится четко и безотказно подходить к дрессировщику при незначительных отвлечениях, следует усложнять условия занятия. В тех случаях, когда собака, отвлекаясь на какой-либо посторонний раздражитель, не выполняет команду «Ко мне», можно применить рывок поводком, но повторную команду «Ко мне» или жест нужно подать после небольшой выдержки (1,5–2 сек.). Рекомендуется также использовать угрожающую интонацию.
Для хорошего закрепления у собаки навыка подхода необходимо тренировать ее в различных условиях и из разных положений (посадка, укладка, свободное состояние и т.д.). Работать без поводка можно только после закрепления безотказного и быстрого подхода на поводке.
Наиболее частыми ошибками при проработке этого приема являются: 1) чрезмерно частое исполь-зование клички собаки перед командой «Ко мне», в результате чего у собаки возникает нежелательная связь и она подходит к дрессировщику по кличке или только при последовательном произношении клички и команды; 2) длительное одновременное применение жеста и команды, вырабатывающее у собаки условный рефлекс на комплексный раздражитель (команда–жест). В этом случае собака не будет выполнять команду или жест раз-дельно; 3) неправильная посадка у левой ноги дрессировщика (забегание вперед, занесение крупа в сторону и т.д.). Если вовремя не исправить эти ошибочные действия, у собаки может закрепиться условный рефлекс на неправильную посадку, 4) злоупотребление рывками при подзыве, вызывающее у многих собак снижение бы-строты подхода и даже боязнь подхода к дрессировщику; 5) дача лакомства правой рукой после обхода собаки, приводящая к тому, что собака, не задерживаясь у левой ноги, будет заходить вперед, стремясь остановиться справа от дрессировщика.
4. Посадка собаки
Этот прием обеспечивает выработку у собаки навыка посадки как у левой ноги дрессировщика, так и на расстоянии от него (не менее 15 м). По первой команде или жесту дрессировщика собака должна сесть и, оста-ваясь на месте, не изменять этого положения до следующей команды или жеста. Этот навык не только дисцип-линирует поведение собаки, но имеет и вспомогательное значение для проработки ряда других приемов, при-чем для одних приемов посадка является исходным положением (тля укладки, стойки на месте), а в другие вхо-дит как составная часть (подход к дрессировщику, подача предмета). Навык посадки, так же как и укладки, стойки или возвращения на место, состоит из двух условных рефлексов. Во-первых, из положительного услов-ного рефлекса на выполнение собакой по команде или жесту определенного действия (в данном случае посад-ки) и, во-вторых, из отрицательного или тормозного условного рефлекса, который обеспечивает выдержку в данном положении (посадка, укладка, стойка на месте и т.д.). Условными раздражителями при отработке этого приема являются команда «Сидеть» и жест (сгибание в локте правой руки, поднятой вертикально ладонью на-ружу), вспомогательным условным раздражителем служит восклицание «Хорошо». В качестве безусловных используются пищевой раздражитель в виде лакомства и механические раздражители (нажатие на круп рукой и рывок поводком). Этот навык можно отрабатывать тремя методами, вкусопоощрительным, контрастным и механическим.
Для молодых или боязливых собак, имеющих хорошо выраженную пищевую реакцию, можно рекомен-довать вкусопоощрительный метод. С этой целью собаку, находящуюся у левой ноги дрессировщика, нужно придержать за поводок у ошейника (на расстоянии 15– 20 см) или наступить левой ногой на поводок, опущен-ный на землю, чтобы собака не могла подпрыгивать. Сделав затем полуоборот к собаке, дрессировщик отстав-ляет в сторону и несколько вперед правую ногу. Заняв такое устойчивое положение, он берет лакомство в пра-вую руку и медленно поднимает его (рис. 10) над головой собаки, произнося при этом команду «Сидеть». Руку, в которой находится лакомство, нужно заносить все выше и несколько назад, к холке. Вид и запах лакомства возбуждают собаку. Но собака не может подпрыгивать, чтобы достать лакомство. Она напряженно следит за ним, все выше поднимает голову и, наконец, садится. Как только собака села, дрессировщик вновь повторяет команду «Сидеть» и поощряет ее лакомством, оглаживанием и восклицанием «Хорошо».
При использовании контрастного метода дрессировщик действует иначе. Имея собаку у левой ноги, он берет правой рукой поводок в 15–20 см от ошейника, затем делает полоборота в сторону собаки, отставляет левую ногу и накладывает левую руку на круп собаки. После этого, подав команду «Сидеть» в приказной инто-нации, дрессировщик подтягивает поводок вверх и несколько назад, как бы «осаживая» собаку, а левой рукой нажимает на ее круп отвесно к земле (рис. 11). Как только собака сядет, дрессировщик, придерживая левой ру-кой ее круп, повторяет команду «Сидеть», а правой рукой дает лакомство и оглаживает с восклицанием «Хо-рошо», снимая левую руку с крупа. При попытке собаки встать дрессировщик вновь повторяет команду «Си-деть» в угрожающей интонации, сопровождая ее более резким рывком поводка и более сильным нажатием на круп. После трех-четырех занятий у собаки вырабатывается условный рефлекс на команду «Сидеть» и она на-чинает садиться только по одной команде. При этом нужно следить за правильностью посадки и сразу поправ-лять собаку, подкрепляя поощрением лишь правильную посадку.
Рис. 10. Приучение собаки садиться при виде лакомства.
Рис. 11. Приучение собаки садиться с применением принуждения.
Как только собака начнет выполнять команду «Сидеть», следует добиваться выдержки в этом положе-нии. Для этого рекомендуется поощрять собаку лакомством не сразу после посадки, а через 1–2 мин. При по-пытках собаки изменить положение подается команда «Сидеть» в угрожающей интонации и, если необходимо, применяется воздействие рывком поводка и нажатием руки. Постепенно выдержку следует увеличивать (до 5 мин.); при этом собака должна оставаться на месте даже тогда, когда дрессировщик отходит от нее. Вначале дрессировщик удаляется от сидящей собаки на шаг вперед, не поворачиваясь к ней спиной, затем – на длину короткого поводка. После этого дрессировщик начинает двигаться в разных направлениях около сидящей собаки. Свой отход от собаки он сначала должен предупреждать командой «Сидеть». Внимательно наблюдая за ее поведением, он предупреждает ее малейшую попытку к перемене положения. С этой целью нужно произнести команду «Сидеть» в угрожающей интонации. Хорошо выполненное действие необходимо закреплять поощрением. Если собака сходит с места посадки, дрессировщик подает команды «Место», «Сидеть» и возвращает ее рывком, поводка в прежнее положение. После того как собака будет выполнять команду «Сидеть», не срывая выдержки, можно приучить ее к посадке по жесту.
Приучение к жесту, как к условному раздражителю, производится на основе команды «Сидеть». Отойдя от стоящей собаки на длину короткого поводка, дрессировщик, прежде чем посадить собаку, подает жест, который вначале сопровождает командой «Сидеть». В дальнейшем подача команды все больше задерживается, а затем применяется лишь в том случае, если собака не садится по жесту. Посадка собаки по команде и жесту закрепляется поощрением.
Для собак уравновешенного, спокойного типа (флегматиков), которые замедленно реагируют на коман-ды, можно применить механический способ воздействия (рывок поводком). Для этого дрессировщик отходит от собаки на длину короткого поводка, левой рукой натягивает поводок и, произнося команду «Сидеть», наносит правой рукой резкий удар по поводку снизу вверх. При этом нужно следить, чтобы конец пристегнутого к ошейнику поводка находился под нижней челюстью собаки. В момент удара следует делать выпад вперед, чтобы не сдернуть собаку с места.
Этот способ можно использовать как принуждение и тогда, когда посаженная по команде собака срывает выдержку. В подобном случае команду «Сидеть» нужно подавать в угрожающей интонации. После того как собака будет садиться по первой команде или жесту, не срывая выдержки, следует переходить к упражнениям на длинном поводке, постепенно отходя от нее. Вначале следует отходить от собаки, не поворачиваясь к ней спиной, и только после того, как собака будет проявлять достаточную выдержку, можно отходить, повернувшись спиной, внимательно наблюдая (через плечо) за поведением собаки. При работе на расстоянии особое значение приобретает умение правильно использовать интонацию. Первая команда всегда должна подаваться в приказной интонации. Если собака не выполняет команду, рекомендуется подойти к ней и, повторяя команду в угрожающей интонации, посадить собаку, используя принуждение.
После того как собака будет садиться по первой команде или жесту, следует приучить ее к выдержке в отсутствие дрессировщика. Для этого дрессировщик, посадив собаку, прячется за укрытие и наблюдает за ее поведением. Если собака срывает выдержку, дрессировщик вновь возвращает ее на место, а при сохранении выдержки – поощряет. В начале отработки навыка дрессировщик поощряет собаку главным образом лакомст-вом; в дальнейшем лакомство можно давать все реже, применяя в качестве поощрения восклицание «Хорошо», («Сидеть»; «Хорошо», «Хорошо!» и т.д.) и оглаживание собаки.
Усложняя этот прием, следует заставлять собаку садиться из различных положений (стойки на месте, ук-ладки, при остановке, с хода). Навык посадки (рис. 12) окончательно закрепляется во время занятий без повод-ка. При этом количество отвлекающих раздражителей нужно постепенно увеличивать, доводя обстановку до условий практической работы.
Рис. 12. Посадка собаки по жесту.
Основными возможными ошибками при проработке приема посадки являются: 1) отсутствие кон-троля за правильностью посадки; 2) поспешный переход (без закрепления выдержки) к занятиям на длинном поводке; 3) подача команды перед жестом, во время приучения к жесту; 4) использование команды «Сидеть» только в одной интонации.
5. Движение рядом с дрессировщиком
Движение рядом с дрессировщиком (у его левой ноги) приучает собаку находиться возле дрессировщика при различных темпах движения и поворотах, а во время остановки – самостоятельно садиться.
По первой команде или жесту собака должна двигаться рядом с дрессировщиком, не отставая от него и не забегая вперед больше чем на половину своего туловища (рис. 13). Этот навык имеет большое дисциплини-рующее и вспомогательное значение (например, при приучении собаки к преодолению препятствий, к поноске предметов, при конвоировании злоумышленника и др.).
Рис. 13. Движение собаки рядом с дрессировщиком.
Проработку этого приема следует начинать после приучения собаки к поводку и ошейнику.
Во время приучения собаки к движению рядом с дрессировщиком в качестве условных раздражителей используются команда «Рядом» и жест – легкое похлопывание левой рукой по своему бедру. Безусловными раздражителями являются рывок поводком, оглаживание и лакомство. Прием в основном прорабатывается ме-ханическим методом.
Поставив собаку у левой ноги так, чтобы ее грудь находилась на уровне его левого колена, дрессиров-щик начинает двигаться вперед. При этом он берет левой рукой поводок (в 20–30 см от ошейника) так, чтобы он свободно скользил в руке, конец поводка свертывает в несколько петель, плотно прилегающих друг к другу (гармошка), и прочно зажимает в правой руке. При попытках собаки забежать вперед или отклониться в сторо-ну дрессировщик произносит команду «Рядом» в приказной интонации и правой рукой делает рывок поводком (левая рука дает поводку определенное направление).
Если собака отстает, то дрессировщик, произнося команду «Рядом», ускоряет движение и легкими рыв-ками поводка выравнивает собаку (правая рука направляет поводок вперед). Если собака боится следовать за дрессировщиком, нужно побудить ее к движению на лакомство. Для этого дрессировщик кладет на ладонь пра-вой руки лакомство и, показывая его, возбуждает собаку: вид лакомства побуждает ее двигаться рядом с дрес-сировщиком, который при этом подает команду «Рядом». Пройдя несколько шагов, нужно подкрепить пра-вильное движение собаки у ноги дачей лакомства, сглаживанием и восклицанием «Хорошо».
Для собак возбудимого типа обычный рывок поводком оказывается слабым раздражителем, и они про-должают стремиться вперед. В этом случае следует усилить рывок. Сделать это можно двумя способами. Во-первых, за счет действия левой руки; в этом случае левая ладонь прочно охватывает поводок и дается резкий рывок назад. Во-вторых, можно применить строгий ошейник, благодаря которому собака при рывке испытыва-ет сильное болевое раздражение. Однако строгий ошейник следует использовать только как крайнюю меру.
Убедившись в том, что собака четко выполняет команду «Рядом» во время движения по прямой, следует вводить повороты под разными углами и изменять темп движения (замедлять и ускорять шаг, переходить на бег). Перед поворотом всегда следует предупреждать собаку командой «Рядом».
При повороте направо команда «Рядом» сопровождается рывком поводка в сторону поворота; при пово-ротах налево дрессировщик после команды «Рядом» слегка осаживает собаку назад рывком поводка, при пово-роте кругом подает команду «Рядом» и совершает поворот через правое плечо. После того как собака будет выполнять команду «Рядом» при поворотах во время движения и приучится согласовывать свои движения с движениями дрессировщика, нужно приучить ее к поворотам на месте. Чтобы сделать на месте поворот напра-во, дражировщик, подав собаке команду «Рядом», рывком поводка подвигает ее к девой ноге; при поворотах налево после команды «Рядом» рывком поводка осаживает собаку назад, придерживая ее у левой ноги, при поворотах кругом собаку после команды «Рядом» рывком поводка подтягивают к левой ноге (поворот, как и в движении, совершается через правое плечо).
Дальнейшее усложнение в отработке этого навыка состоит в приучении собаки к жесту, а затем и к дви-жению без поводка. Чтобы приучить собаку к движению рядом с дрессировщиком по жесту, нужно взять пово-док в правую руку. Начав затем, как обычно, движение с собакой, нужно перед подачей команды «Рядом» ла-донью левой руки похлопать себя по бедру. В первое время этот жест сопровождается командой «Рядом» и, если необходимо, рывком поводка. В дальнейшем (после четырех-пяти занятий) нужно применять команду лишь в том случае, если собака не реагирует на жест. Каждое действие, правильно выполненное по жесту, сле-дует поощрить. Для лучшего закрепления условных рефлексов на жест и команду их нужно применять раз-дельно. Совместно жест и команда подаются только тогда, когда необходимо усилить воздействие дрессиров-щика на собаку.
Для приучения собаки к движению без поводка нужно вначале проводить упражнение с опущенным на землю поводком. Если собака не будет выполнять команду и жест, следует повторить команду «Рядом» в угро-жающей интонации, а левой ногой наступить на поводок или, подняв его с земли, дать сильный рывок. В даль-нейшем поводок снимается и дрессировщик управляет движением собаки с помощью жеста и команды.
Окончательное закрепление навыка движения собаки у ноги дрессировщика следует производить там, где имеются различные отвлекающие раздражители. Продолжительность и расстояние движения нужно посте-пенно увеличивать, периодически возвращаясь к подкреплению команды и жеста рывком поводка. Хорошо выполненное действие необходимо поощрять восклицанием «Хорошо», оглаживанием и иногда лакомством.
Основными возможными ошибками при проработке этого приема являются: 1) нарушение основ-ного принципа выработки условного рефлекса, на команду – применение «рывка поводком» (безусловный раз-дражитель) раньше команды (условного раздражителя), 2) злоупотребление чрезмерно частыми и сильными рывками, особенно при использовании строгого ошейника; 3) подача команды в одной (преимущественно уг-рожающей) интонации; 4) длительное использование натянутого поводка, задерживающее выработку условно-го рефлекса на команду, 5) отсутствие периодических подкреплений команды «Рядом» и жеста рывком поводка после того, как навык достаточно закреплен. Это ведет к угашению условного рефлекса (особенно у собак воз-будимого типа).
6. Переход в свободное положение
Этот прием должен приучить собаку по команде или жесту отходить от дрессировщика и принимать свободное положение.
Условными раздражителями для указанного навыка являются команда «Гуляй» и жест – движение пра-вой руки вперед с одновременным наклоном корпуса и выставлением вперед правой ноги. Этот прием следует отрабатывать одновременно с приемами «подход собаки к дрессировщику» и «движение рядом с дрессировщи-ком».
Первоначальные занятия нужно проводить на коротком поводке в следующем порядке.
Собака находится около дрессировщика. Он подает команду «Гуляй», одновременно сопровождаемую жестом. Если собака не отходит, следует пробежать с ней несколько шагов, повторяя при этом команду «Гу-ляй», «Гуляй» с ласковой интонацией. Как то